Sunday, June 22, 2014

8 Преступные цели преступные средства


   1. В пределах района Васильков   я   нес   ответствен
ность за мобилизацию местных жителей на работу в Гер
манию. Выбор средств, при помощи которых я выполнял
эту задачу, был предоставлен мне.
   2. Я работал с исключительным терпением и начал
принимать резкие карательные меры тогда, когда резуль
таты ни в какой степени не соответствовали затраченному
времени.
   3. Жесткие меры,   как,   например,   сжигание   домов,
применялись только в отдельных немногих случаях. Бла
годаря применению таких мер, по крайней мере в 1942 г.,
было достигнуто   то, что мобилизация   потребовала   не
слишком большого числа полицейских, которые вследст
вие их использования в других местах не всегда могли
быть предоставлены для этих целей.
   4. Для применения таких мероприятий мне было дано
право особой секретной рабочей инструкцией для штабов
по использованию рабочей силы ! в генеральном округе
Киев. Они ни в коем случае не являют собой самоуправ
ства.
   5. Доставка 31 тыс. рабочих для Германской империи
безусловно имеет важное военное значение. Жесткие ме
роприятия являются вполне правомерными для того, что
бы    воспрепятствовать    неудачам    при    проведении    в
жизнь действий, связанных с мобилизацией.
   6. Большая   часть  населения  считала   правильными
меры, принятые мной. Эти мероприятия вызывали неудо
вольствие у тех немцев, которым предстояло разрешать
на Украине лишь небольшие задачи и у которых поэтому
оставалось слишком много времени для того, чтобы фи
лософствовать.
   7. О принятых мною мерах против бежавших моби
лизованных я докладывал в каждом отчете гебитскомис-
сару Васильков Дёреру и г-ну генеральному комиссару
в Киеве.
Условия были известны обоим, и они одобрили мои мероприятия, как имеющие успех. Хайль Гитлер!
Пауль Рааб
ЦГАОР СССР, ф   /445. оп. 2,  а   140, л. %—101. Перевод с немецкого
Арбейтсейнзатцштаб.
263

№ 137. Объявление гродненского окружного комиссара о расстреле гражданского населения за уклонение от работы
гор Гродно 8 июля 1944 г.
   В последние дни некоторое количество людей покинуло свои рабочие места. Доводится до всеобщего сведения, что каждый обязан выполнять свою работу. Случаи оставления работы как саботаж впредь будут караться смертью. Кто не выполнит требования немецких властей о возобновлении работы, тот также будет наказан смертью.
Окружной комиссар
Музей Советской Армии, инв № 79604 Перевод с немецкого
№ 138. Телеграмма гаулейтера Майера Заукелю об усилении угона в Германию детей с оккупированной территории для работы в военной промышленности
гор. Берлин 11 июля 1944 г.
   Только что узнал, что лагеря беженцев-белорусов в Белостоке, Краеве и Олитае закрыты для вербовки, производимой военной командой «Центр».
Обращаю внимание на следующее:
   1. Находившаяся до сих пор в Минске военная коман
да «Центр» должна при любых обстоятельствах продол
жать свою деятельность по призыву несовершеннолетних
белорусских и русских рабочих для работы на военных
предприятиях в рейхе. Кроме того, команда имеет задачу
отправить в рейх несовершеннолетних в возрасте от 10
до 14 лет.
   2. Речь идет о разрешенном фюрером использовании
рабочей силы для военных нужд, которое должно быть
еще усилено согласно вновь изданному приказу фюрера.
Подобные военные задания должны выполняться прежде
всех остальных заданий.
   3. При этом сдача тех областей, в которых в свое вре
мя проводилась вербовка, ничего не меняет.   Приказ  о
вербовке относится не к территории, а к людям, населя
ющим эти территории.
264

   4. Я снимаю с себя всякую ответственность аа последствия закрытия лагерей беженцев и вынужден при дальнейшем закрытии лагерей немедленно ходатайствовать о решении фюрера. Этим же принципам нужно следовать при вербовке вспомогательной рабочей силы для ВВС в Эстонии и Латвии* для военных команд «Север». Я указываю на возможность возникновения подобных же обстоятельств.
Заместитель Альфред Майер
ЦГАОР СССР, ф   7445, оп   2, д   140, л.  35.   Перевод  с   немецкого
№ 139. Письмо концерна «Флик» инженеру Рису — служащему районного бюро по распределению рабочей силы
Директору д-ру Рису. 18 января 1945 г.
Угольная шахта Ильзе НЛ
Содержание: размещение иностранцев.
   По вашей просьбе мы сообщаем вам о трудностях, возникающих при размещении и использовании иностранных рабочих.
   26 февраля 1944 г. мы получили транспорт с восточными рабочими, состоявший из 20 мужчин, 23 женщин, 13 детей — подростков в возрасте от 13 до 15 лет, которые признаны годными для работы, и 13 младенцев. Из этих 56 так называемых рабочих только 31 человек мог быть использован, остальные просто заполнили лагерь, и на них уходили и без того скудные запасы продовольствия, а помощи от них не было никакой.
   Мы немедленно связались с соответствующими властями— районным бюро по распоряжению рабочей силы, имперской угольной ассоциацией, министерством труда — и просили не посылать нам в дальнейшем таких транспортов, ибо нам нужны люди, способные работать в шахтах.
   12 мая 1944 г. вновь прибыл транспорт восточных рабочих. Из 50 посланных нам —17 мужчин, среди них 60-летние, один 71 года и один 75 лет; 34 женщины — одна 75 лет, одна 71 года; 22 ребенка в возрасте от 1 года до 14 лет; из 73 человек только 12 мужчин и 24 женщины были способны работать, а в шахтах — лишь 9 человек. Мы снова обратились в имперскую ассоциацию и просили не посылать нам подобных рабочих.
265

   16 декабря 1944 г. снова прибыли восточные рабочие—-15 мужчин, 36 женщин и 36 детей, всего 87 человек. Среди мужчин были 30-летние и несколько человек в возрасте 65 лет. Женщины были больны, беременны или только что родили и поэтому не способны работать в шахтах. Мужчины по возрасту и состоянию здоровья, связанному с недоеданием, также непригодны для работы в шахтах.
   12 января 1945 г. мы предложили возвратить весь транспорт, с тем чтобы нам прислали взамен 100 военнопленных. Наши лагеря переполнены. Они нужны нам для настоящих рабочих. Размещение и питание этих людей, не работающих и не способных работать,— тяжкий груз для нас.
   Наши лагеря рассчитаны на рабочих, а не на такого
рода людей. Мы не можем непрерывно принимать их.
Правительство должно заняться этим. Просим обратить
внимание на создавшееся положение. ч
«Нюрнбергский процесс», т   III   M, 1966,  стр   781
№ 140. Показания бывшего старшего врача лагерей для иностранных рабочих концерна Крупна в г. Эссене о бесчеловечных условиях содержания рабочих из оккупированных восточных областей

гор. Эссен

15 октября 1945 г

   Я, Д-р Вильгельм ЕГЕР, заявляю под присягой следующее:
   Моя фамилия д-р ЕГЕР Вильгельм, практикующий врач в Эссене (Германия) и окрестностях. Я родился 2 декабря 1888 г. в Германии и проживаю в настоящее время в Кетвич, Засгенхольц, 6, Германия.
   Я добровольно и без всякого нажима делаю дижесле-дующее заявление. Мне за это не обещано никакого вознаграждения.
   1 октября 1942 г. я стал старшим лагерным врачом в рабочих лагерях для иностранцев у Круппа и ведал санитарным наблюдением за всеми рабочими лагерями Круппа в Эссене. Одной из моих задач было — докладывать своему начальству на заводах Круппа о физическом и санитарном состоянии в лагерях. Занимаясь своей работой, я посетил все крупповские лагеря для иностранных
266

гражданских рабочих и, основываясь на своих личных знаниях, могу дать следующие показания:
   Свою работу я начал с полного инспектирования лагерей. В это время, в октябре 1942 г., я застал следующее положение: восточные рабочие и поляки — в дальнейшем я буду употреблять выражение «восточные рабочие» как для восточных рабочих, так и поляков,— работавшие на заводах Круппа в Эссене, были размещены в следующих лагерях: Зойманнштрассе, Гриперштрассе, Шпенглер-штрассе, Германиаштрассе, Капитан-Леманнштрассе, Ле-хеншуле и Кремерплатц (улицы могут называться и по-другому, так как написано неразборчиво).
   Все лагеря были обнесены колючей проволокой и строго охранялись. Условия во всех лагерях были крайне плохими. Лагеря были переполнены. В некоторых лагерях размещалось вдвое больше людей, чем это позволяли здоровые условия. Содержавшиеся в лагере Кремерплатц располагались в кроватях в три яруса. В других лагерях были двухъярусные кровати. Инструкции управления здравоохранения требовали минимального расстояния между кроватями 50 см. Однако в этих лагерях интервал между кроватями составлял самое большее 20—30 см.
   Пища для восточных рабочих была совершенно недостаточной. Восточные рабочие получали 1 тыс. калорий в день, менее чем минимум для немцев. В то время как немецкие рабочие, занятые на тяжелых работах, получали 5 тыс. калорий в день, восточным рабочим, выполнявшим те же самые работы, выдавалось в день только 2 тыс. ка^ лорий. Восточные рабочие получали пищу лишь два раза в день и свою порцию хлеба. В том числе один раз им выдавался лишь жидкий водянистый суп. Я был не уверен, получали ли восточные рабочие в действительности предназначенный им минимум. Позже, в 1943 г., когда я проверял пищу, которая готовилась на кухнях, оказалось, что в ряде случаев продукты восточным рабочим не выдавались полностью.
   План снабжения предусматривал небольшое количество мяса в неделю. Вместо него разрешалось употреблять только неполноценное мясо, которое состояло или \м туберкулезного лошадиного или же забракованного ветеринаром мяса. Обычно это мясо варилось в супе.
   Одежда восточных рабочих была совершенно недостаточной. Они спали и работали в том же самом платье,
267

в котором прибыли с востока. Почти все из них не имели пальто и поэтому были вынуждены в холодную и дождливую погоду в качестве пальто использовать одеяла.
   Недостаток обуви заставлял многих рабочих идти босиком на работу даже и в зимнее время. Было доставлено некоторое количество деревянных ботинок, однако ботинки эти были устроены таким образом, что у их владельцев болели ноги. Многие рабочие предпочитали лучше идти босиком на работу, чем переносить боли, которые вызывались ношением деревянных ботинок. Кроме этих деревянных ботинок до конца 1943 г. рабочие никакой одежды не получали. Впоследствии некоторые из них получили синие рабочие костюмы. Насколько мне известно, выданные однажды синие костюмы были единственной одеждой, которую они получили со дня их прибытия до вступления американских войск в Эссен.
   Санитарные условия были особенно плохими. На Кре-мерплатц, где в комнаты старой школы было согнано примерно 1200 восточных рабочих, санитарные условия были просто невозможными. На 1200 человек имелось всего 10 детских клозетов. В Лехеншуле было 15 детских клозетов на 400—500 восточных рабочих, которые там были размещены. Экскременты заражали пол этих уборных. Возможность мыться была также очень ограничена.
   Снабжение медицинскими инструментами, бинтами, лекарствами и другими медикаментами первой необходимости было совершенно недостаточным в этих лагерях. Поэтому можно было лечить только самые тяжелые болезни. Число заболевших восточных рабочих вдвое превышало число больных немецких рабочих. Особенно широко был распространен туберкулез. В процентном отношении среди восточных рабочих было в четыре раза больше случаев заболевания туберкулезом, нежели среди немцев  (немцы —0,5%, восточные рабочие — 2%).
   В Лехеншуле примерно 2,5% восточных рабочих имели открытый туберкулез. Татары и киргизы больше всего страдали от этой болезни. Когда они заражались ею, то падали как мухи. Причиной этому были плохие условия содержания, плохое качество и недостаточное количество пищи, переутомление и недостаточный отдых.
   Сыпной тиф также был распространен среди этих рабочих. Вши, разносчики птой болезни, бесчисленное количество блох, клопов и другие паразиты мучили содержав-
268

шихся в этих лагерях. В результате грязных условий содержания в этих лагерях почти все восточные рабочие страдали кожными болезнями. Недостаток питания вызывал сердечные болезни, воспаление почек и...
   В случае болезни рабочие до тех пор должны были ходить на работу, пока они не получали подтверждения лагерного врача о нетрудоспособности.
   В лагерях Зойманнштрассе, Гриперштрассе, Герма-ниаштрассе, Капитан-Леманштрассе и Лехеншуле не было ежедневного врачебного приема. Эти лагеря посещались соответствующими лагерными врачами лишь каждый второй или третий день. Вследствие этого рабочие, несмотря на свою болезнь, должны были ходить на работу до появления врача.
   Я делал все от меня зависящее, чтобы, насколько это возможно, улучшить эти условия. Я настоял на том, чтобы были построены новые бараки, чтобы рассредоточить переполненные лагеря. Несмотря на это, лагеря все еще оставались переполненными, хотя и не в такой степени, как раньше. Я попытался улучшить плохие санитарные условия на Кремерплатц и в Лехеншуле, построив временные' уборные. Но этого было слишком мало для того, чтобы вызвать большие изменения плохих условий. Я дал заказ на дополнительные медикаменты.
   С началом больших воздушных налетов в марте 1943 г. условия содержания в лагерях все более ухудшались. Проблема размещения, питания и медицинского обслуживания стала более актуальной, чем когда-либо раньше. Рабочие жили в развалинах своих бывших бараков. Использованные, потерянные или уничтоженные медикаменты и бинты было трудно возместить. Случалось, что снабжение водой лагерей прерывалось полностью от 8 до 14 дней. Мы устроили тогда в лагерях несколько временных уборных, однако их было слишком мало, чтобы изменить плохие условия.
   После воздушных налетов в марте 1943 г. много восточных рабочих мы поместили прямо на заводах Круппа. Один угол заводского здания, в котором они работали, был отделен досками. Рабочие дневной смены спали там ночью, а рабочие ночной смены — днем, несмотря на большой шум, который постоянно стоял в заводских помещениях. Я думаю, что такое положение продолжалось до прихода американских частей в Эссен.
269

   Чем больше налетов совершалось на Эссен, тем хуже становились условия. 28 июля 1944 г. я сообщил своему начальству:
   «Больничный барак Рабенхорст находится до того в плохом состоянии, что не может быть вообще речи о каком-то больничном бараке. Дождь проникает везде и всюду. Размещение больных поэтому не представляется возможным. Это пагубно отражается на использовании рабочих, так как больных невозможно вылечить».
   В конце 1943 или начале 1944 г.— точную дату теперь не помню — я получил разрешение посетить 1 мая лагеря для военнопленных. Мое инспектирование показало, что условия содержания в этих лагерях были еще хуже, чем те, которые я застал в лагерях для восточных рабочих в 1942 г. Медицинские предметы первой необходимости почти отсутствовали. Я пытался изменить эти невозможные условия, связавшись с соответствующими военными органами, обязанностью которых являлось медицинское обслуживание военнопленных. Мои неоднократные усилия были безуспешными. После того как я в течение двух недель постоянно являлся в военные органы, я получил в общей сложности 100 таблеток аспирину более чем для 3 тыс. военнопленных.
   Лагерь для французских военнопленных на Ноггерат-штрассе был разрушен во время воздушного налета, и военнопленных разместили почти на полгода в собачьих конурах, писсуарах и старых печах-духовках. Собачьи конуры имели 1 м высоты, 3 м длины и 2 м ширины. В каждой из конур спало 5 человек. Военнопленные должны были вползать в эти собачьи конуры на четвереньках. Столов, стульев и шкафов в этом лагере не имелось. Не хватало также одеял. Воды не было во всем лагере. Имевшие место врачебные осмотры должны были проводиться под открытым небом. Об этих условиях многое было сообщено в отчете д-ра Штиннесбек от 12 июня 1944 г., где он говорит:
   «...В лагере содержится еще 315 пленных. Из них 170— живут не в бараках, а в шлюзообразном сооружении на железнодорожном участке Эссен — Мюльгейм в направлении Груннертштрассе. Это шлюзообразное сооружение сырое и не приспособлено для продолжительного пребывания там людей. Остальные военнопленные размещены на 10 предприятиях крупповских заводов. Врачебное об-
270

служивание их осуществляет французский военный врач, который много хлопочет об обеспечении своих земляков. К несению санитарной службы привлекаются также и больные с заводов Круппа. Эта служба выполняется вне лагеря в нужнике сгоревшего хозяйства. В бывших писсуарах помещаются постели 4 французских санитаров В распоряжении больных имеются две расположенные друг над другом деревянные кровати. Лечение производится в основном под открытым небом. В дождливую погоду врачебные приемы происходят в вышеназванном тесыом помещении.
   Такое положение недопустимо. Нет столов, сгульев, шкафа, воды. Не представляется возможным вести больничную книгу. Снабжение лечебным и перевязочным материалом крайне недостаточно, хотя для оказания первой помощи доставляются часто с завода тяжелораненые, которым здесь должна быть сделана перевязка, прежде чем их можно будет направить на стационарное лечение. Все чаще поступают также жалобы на питание, справедливость которых подтверждается охраной. При таких условиях надо рассчитывать на распространение болезней и потерю рабочей силы...»
   В отчете от 2 сентября 1944 г. я писал своему начальству у Круппа:
   «...Лагерь для военнопленных на Ноггератштрассе находится в ужасном состоянии. Люди живут в хранилищах для золы, собачьих конурах, старых печах-духовках и самодельных хижинах. Продовольствия едва только хватает. За размещение и снабжение несет ответственность Крупп. Снабжение медикаментами и перевязочным материалом было настолько плохим, что во многих случаях нельзя было вообще производить лечение...»
   В лагере Хумбодтштрассе жили итальянские военные интернированные. Когда лагерь во время воздушного налета был разрушен, итальянцы убыли и на их место были вселены 600 евреек из концентрационного лагеря Бухен-вальд для работы на заводах Круппа. Во время моего первого посещения этого лагеря я установил лиц, которые имели гноящиеся открытые раны и другие Сюлезни. Я был первым врачом, которого они видели за 14 дней. Лагерного врача там не имелось. Даже отсутствовалк лечебные и перевязочные средства Женщины не имели ботинок и ходили босиком.   Их   единственным   плачем
271

являлся мешок, в котором были прорезаны дыры для рук и головы. Их волосы были сострижены. Лагерь был обнесен колючей проволокой и строго охранялся служащими СС. Питание в этом лагере было крайне скудным и особенно плохим. Жильем им служили руины бывших бараков и не предоставляли им защиты от дождя и других атмосферных условий. Я сообщил своему начальству в одном докладе, что охрана СС находилась и спала вне жилых помещений, так как никто не осмеливался войти в лагерь без того, чтобы не быть подвергнутым нападению 10, 20 или 50 блох. Один назначенный мною лагерный врач отказался снова идти в лагерь, после того как он совершенно был искусан. Я и сопровождавший меня господин Гроне после двукратного посещения покинули лагерь сильно искусанными и с большим трудом смогли избавиться от блох и паразитов. Когда я оставил лагерь, то мои руки и все тело были покрыты шишками. Я потребовал у своего начальства при Круппе предпринять необходимые шаги для того, чтобы произвести дезинфекцию лагеря и тем самым положить конец этим невыносимым условиям в отношении паразитов. Несмотря на эти отчеты, во время второго посещения лагеря, 14 дней спустя, я не нашел улучшения санитарных условий.
   Когда иностранные рабочие были настолько больны, что не могли работать, или были неспособны к производству дальнейших работ, их передавали на биржу труда в Эссен, а оттуда направляли в лагерь Фридрихсфельд. Среди лиц, которые передавались в распоряжение биржи труда, находились тяжело больные туберкулезом, неврозом, малярией, раком, старческой слабостью и общей слабостью. Я сам не знал условий в лагере Фридрихсфельд, так как я там никогда не был. Мне известно только, что лагерь этот был местом, куда направлялись рабочие, которые Круппу были больше не нужны.
   Мои коллеги и я сообщили об упомянутых выше фактах господину Ин, директору фирмы Фрид. Крупп А Г., д-ру Виле, домашнему врачу д-ра Густава Круппа фон Болена и Гальбах, ст. начальнику лагеря Купке и несколько раз управлению здравоохранения Эссен.
   Кроме того, я знаю, что эти господа также и сами осматривали лагеря.
Подпись,  (д-р Вильгельм Егер)

V
РАЗРУШЕНИЕ
И РАЗГРАБЛЕНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫХ БОГАТСТВ
ОККУПИРОВАННЫХ
РАЙОНОВ СССР
 № 141—183

№ 141. Записка директора Немецкого банка Германа Ю. Лбса о совещании по созданию «Континентального нефтяного общества»
23 января 1941 г
   Во вторник, 21-го сего месяца, по поручению статс-секретаря Ноймана, я был приглашен на совещание. В этом совещании принимали участие:
статс-секретарь Нойман,
министерский советник Кадгин,
министр Фишбёк,
Карл Блессинг,
Гетц, Дрезденский банк,
Родевальд, Имперский кредитный банк,
Вельтцин, Берлинское торговое общество,
Абс, Немецкий банк.
   Открывая совещание, государственный секретарь Нойман изложил причины, почему возникла необходимость основать акционерное общество-учредитель \ которое должно объединить все зарубежные нефтяные предприятия, отныне попадающие в круг немецких интересов. Нойман развил при этом уже известный нам план организации континентального нефтяного акционерного общества. Это общество должно располагать учредительным капиталом 50 млн. в основных акциях литер А, которые будут обладать правом такого количества голосов, что сохранят непременное большинство даже при расширении общего капитала на многие сотни миллионов. Говорилось
   1 Речь идет о создании акционерной компании «Континентальное нефтяное общество»,   которое   вскоре   подчинило   своему   контролю нефтяные  компании   Франции,   Бельгии,   нефтепромыслы   Румынии. Основная задача этого общества заключалась в эксплуатации неф тяных богатств на намеченных к захвату территориях СССР^Про токол об учреждении общества  подписан 27 марта  1941 г      "*
275

поэтому о пятидесятикратном праве голоса. Из этих основных акций 30 млн. должно взять недавно организованное общество с ограниченной ответственностью «Борус-сия», об организации которого информирует прилагаемая записка (хотя об этом не говорилось, но можно исходить из того, что основной капитал будет утвержден уполномоченным по четырехлетнему плану или его руководящими сотрудниками). Остальные 20 млн. должны взять семь обществ, а именно:
Фирма Эльверат,
Немецкое нефтяное акционерное общество
Акционерное общество Винтерсхалль,
Акционерное общество Пройссаг *,
Концерн ИГ Фарбен,
Объединение Бензол (каменный уголь),
Объединение Брабаг (бурый уголь).
   Старые прямые заграничные интересы первых из пяти упомянутых обществ должны и впредь оставаться за ними. Новые приобретения, однако, разрешается производить только в контакте с континентальным нефтяным акционерным обществом. Соглашения с отдельными фирмами будут определять, кто станет владельцем такого предприятия.
   Новое нефтяное акционерное общество «Континенталь петролеум» не имеет права проводить буровую разведку на старой территории рейха, а также развивать там какую-либо собственную производственную деятельность. Однако следует принять во внимание, что фирхма участвует в переработке и транспорте нефти. Деятельность нового общества за границей не ограничивается никакими рамками.
   Статс-секретарь Нойман особо подчеркнул, что общество проводит свои деловые операции и управляется на основах чистой частной экономики.
   Председателем наблюдательного совета общества, по желанию рейхсмаршала, должен стать имперский министр Функ, причем как личность, а не в качестве министра экономики или президента Рейхсбанка. Рейхсмар-шал считает особо важным,  чтобы  председателем   стал
   1 Прусское акционерное общество горных и металлургических предприятий, некоторое время оно было попечителем предприятий по производству жидкого горючего из каменного угля.
276

именно имперский министр Функ, дабы избежать трении, какие возникли при основании компании «Рейхсверке Герман Геринг». Далее, в наблюдательный совет должны войти статс-секретарь Кепплер как руководитель управления геологии, статс-секретарь Нойман как заместитель председателя; далее, по одному представителю верховного командования ВВС, сухопутных сил и ВМФ; далее, председатели семи упомянутых немецких обществ, которые в целом берут 20 млн. учредительных акций; далее, приглашенные четыре лица — представители четырех банков; далее, министры Фишбёк и Карл Блесеинг. Укомплектование правления пока остается открытым. (Как нам стало известно и как еще раньше строго доверительно сообщали, имеется в виду г-н министр Фишбёк.) Временно будет вести дела д-р Э. Р. Фишер, так как он, во-первых, лучший специалист в области нефти; во-вторых, руководитель отдела нефти в военном министерстве, в-третьих, обладает в совершенно особой степени доверием рейхсмаршала.
   В качестве временной меры, пока не укомплектовано работоспособное правление, должен быть создан комитет по управлению, который одновременно, в качестве рабочего органа наблюдательного совета, может за него самостоятельно принимать некоторые решения, а также обязан вести дела и в начальный период систематически давать консультации правлению. В этот комитет по управлению должны войти:
министр Фишбёк,
Блессинг,
г-н Броххаус из фирмы Эльверат и
   представитель морского флота (рукописная пометка: представитель флота)...
   Ведутся перспективные переговоры между обществом и «Стандард ойл» о венгерских нефтяных полях, общая стоимость которых оценивается «Стандарт ойл» в 30 млн. долларов. Переговоры о передаче распространяются на большую часть этого имущества, либо на общество, владеющее этим имуществом. Я впервые услышал об этих переговорах на совещании.
   Дальнейшие новые приобретения зависят от дальнейшего хода войны.
   От состава общества зависит, конечно, и потребное! ь в   капитале.   Потребность   временно   по   существующим
277

проектам оценивается в 120 млн., из которых 50 млн., как было упомянуто выше, будут приобретены. Остальные 70 млн. должны позднее стать предметом переговоров с банками...
Абс
«Zeitschrift      fur      Geschichtswissen-schaft»,   1967,   H    1,  S.  66—Ь8.  Перевод с немецкого
№ 142. Письмо статс-секретаря Эриха Ноймана директору Дрезденского банка Карлу Раше с предложением занять пост в наблюдательном совете «Континентального нефтяного общества»
гор. Берлин 20 марта 1941 г.
   Любезно прошу вас ознакомиться с копией письма рейхсмаршала от сегодняшнего дня, которую я прилагаю, об учреждении континентального нефтяного общества. Учредители намереваются просить вас принять пост в наблюдательном совете. Рейхсминистр Функ 1 уже заявил о своей готовности, по просьбе рейхсмаршала, занять пост председателя наблюдательного совета. Заместителями председателя будут статс-секретарь Кепплер и нижеподписавшийся. В наблюдательный совет, кроме гг., к которым обращено данное приглашение, будет избран также представитель интересов предприятий по производству горючего (каменный уголь). Эти интересы будет временно представлять в качестве доверенного лица генеральный директор Виссельман.
   Предполагая, что вы готовы принять пост в наблюдательном совете, я приглашаю вас на назначенное после учредительного собрания первое заседание наблюдательного совета, в четверг, 27 марта 1941 г., в 18 часов, в Пройссенхаус, Лейпцигерштрассе, 3, зал заседаний.
   На первом заседании наблюдательного совета должны быть утверждены: намеченный порядок ведения- дел наблюдательным советом, разработанный рабочим комитетом наблюдательного совета; порядок ведения дел правления, а также утверждение полномочий г-ну Валь-
   1 Вальтер  Функ — военный  преступник,  имперский  министр  хозяйства нацистской Германии.
278

теру Дильмак и д-ру Эриху Билль. Впредь до окончательного укомплектования президиума, которое еще предстоит, дела должен принять адвокат Паач; по этой причине он будет формально представлен правлению. В рабочий комитет наблюдательного совета должны быть избраны: председателем г-н Фишер и членами гг. Брох-хаус, Блессинг, министр Фишбёк и министерский советник Петцер.
   Правление общества будет состоять из тех же лиц, что и рабочий комитет наблюдательного совета.
Нойман
«Zeitschrift      fur      Geschichtswissen-schaft»,   1967,   H.   1,   S   68—69.   Перевод с немецкого
№ 143—144. Записки Рейхарда' о предполагаемом разделе подлежавших захвату территорий Советского Союза с целью эксплуатации его национальных богатств
                                  25 июня 1941 г., 30 июня 1941 г. № 143
ЗАПИСКА
25 июня 1941 г.
   По мере успешной военной оккупации русских областей намечено, как известно, создание широко разветвленной экономической организации. Что касается железа и стали, то предусмотрены следующие руководители управлений, на которые намечено разделить всю территорию (Ленинград, Москва, Киев и Кавказ):
   1. Для Ленинграда... г-н директор Коршан  (концерн
Круппа),
   2. Для Москвы... г-н директор Гертнер   (рейхсвера
Герман Геринг),
   3. Для Киева... г-н директор д-р фон Брук (акционер
ное общество Хеш),
4. Для Кавказа... еще не занято.
   1 Рейхард — руководитель иностранного отдела концерна «Отто Вольф».
279

   Исключительной важности районом является Украина с производством 22 млн, т железной руды, 1,8 млн. т марганцевой руды, 12 млн. г стали и около 35 крупных домен и прокатных станов.
   Сегодня я посетил хорошо мне знакомого г-на д-ра фон Брук, намеченного уполномоченным по южнорусской металлургии, штаб которого временно состоит из следующих лиц:
   1. Д-р Фаульхабер... до этого экономическая группа
железоделательной промышленности,
2. Блехман... из фирмы Шеллер и Блекмон,
3. Д-р Веземон... фирма Максхютте,
   4. Д-р Кютнер... группа по специальности: высокока
чественная сталь,
5. Д-р Бекер... акционерное общество Хеш,
   6 Остерман... объединение: производственные материалы.
   7. Д-р Брук... акционерное общество Гуте-хофнунгс — хют1е.
   Сфера компетенции г-на д-ра фон Брук охватывает промышленность, производящую железо, литейное произволе! во и подготовку (очистку) руды, предположительно также производство стали и железа; далее, г-ну д-ру фон Бр>к будет подчинено распределение руды. В ходе переговоров г-н д-р фон Брук сообщил мне, что заводы 22, 23 и 24, равно как и завод 41, предусмотрено передать в управление (пока технического порядка) группе Отто Вольфа. К сожалению, г-н д-р фон Брук не имел под руками сравнительного списка и не мог в этот момент сказать, о каких предприятиях идет речь в каждом отдельном случае. Но он обещал мне переслать этот список, как только он будет в его руках. Он заявил, однако, что, насколько он помнит, речь идет о весьма значительных заводах и что предположительно для заводов 22, 23 и 24, которые расположены почти рядом друг с другом, речь идет об одном техническом руководителе с необходимым количеством сотрудников, для завода 41 будет назначен еще один технический руководитель.
   В ходе дальнейшего обсуждения г-н д-р фон Бр>к дал мне разъяснение относительно отношения нашего руководства к будущим вопросам металлургических, прокатных и других предприятий, которые пока еще принадлежат Советской России.
280

   Над г-ном д-ром фон Брук будет стоять г-н Шеер-Ген-нингс (рейхсверке Герман Геринг), компетентный для всей промышленной экономики, а над ним, в свою очередь,— министерский советник Бурандт из имперского министерства экономики.
Д-р Рейхард
«Zeitschrift     fur     Geschichtswissens
chaft»,   1967,   H    1,   S    72—73    Л ере
вод с немецкого
№ 144
ЗАПИСКА
30 июня 1941 г
   Относительно России, дополнение к моей записке от 25.6.41 г.
   Что касается заводов 22, 23, 24 и 41, передаваемых группе Отто Вольфа для технического руководства, то речь идет о следующих предприятиях:
1. Заводы 22—24
а) Сталине1
   С месячной производительностью, округленно, 17 тыс. 7 сырой стали.
б) Макеевка
   С месячной производительностью, округленно, 13 тыс. т сырой стали.
в) Константиновка
   С месячной производительностью, округленно, 20 тыс т сырой стали; в целом, таким образом, округленно, 50 тыс. т сырой стали. Все три завода вместе, расположенные один подле другого, имеют 8 домен, 15 мартеновских печей, 1 томасовскую печь и 5 электропечей; кроме того, 3 крупных прокатных стана.
   Производственная программа включает главным образом сортовую сталь, специальную сталь, тонкий прокат и др.; кроме того, тракторы, вагоны и производство военных материалов
   2. Что касается завода 41, го речь иде! о заводе Даш-
кесан в Закавказье, который построен только в 1938 г.
Завод имеет 2 домны, 14 мартеновских печей, 2 прокат
ных стана,   1   трубопрокатный стан. Производственная
1 Ныне Донецк
281

программа состоит главным образом из листовой стали, белой жести и труб для нефтяных промыслов.
   Указанные данные взяты из советско-русских источников за 1938 г. Поэтому нельзя взять на себя гарантию за надежность цифр и других данных.
   Доверенным лицом по группе заводов 22—24 намечен г-н д-р Монден, старший специалист по домнам группы Отто Вольфа, по заводу 41—инженер Эрнст Гюнтер из Тале
Д-р Рейхард
«Zeitschnft     fur     Geschichtswissens
chaft»,   1967,   H    1    S    73   Перевод  с
немецкого
№ 145. Информационная записка для Флика о планах раздела подлежащих захвату советских промышленных предприятий между немецкими монополиями
26 июня 1941 г
   Я слышал сегодня, что относительно русских предприятий уже составляются планы раздела, в особенности большие притязания выставляют имперские заводы \ которые к тому же еще претендуют на месторождения угля на Украине.
   Кроме того, господа из концерна «Шведе-Ферайнигте Штальверке» хлопочут о получении большей доли для «Ферайнигте Штальверке». Уже заявили о своих притязаниях также и различные другие концерны.
   Что касается французских и бельгийских заводов, которые находятся в Люксембурге и Лотарингии, то хотят попытаться все-таки по возможности купить у бывших владельцев участие во владении и не совершать реквизиции.
Подп. Халь (штамп)
<Fall 5 Anklagepladoyer. ausgewahlte
Dokumente,   Urteil   des   Flick Prozes
ses»    Berlin,  1965, S   257   Перевод с
немецкого
    1 Речь идет о концерне «Имперские заводы «Герман Геринг»». 282
    
№ 146. Указ Гитлера о полномочиях Геринга по использованию экономики оккупированных восточных областей
Ставка верховного 29 июня 1941 г
главнокомандующего
   1. Во вновь  оккупированных   областях  Востока   все
распоряжения отдает рейхсмаршал Герман   Геринг   как
уполномоченный по четырехлетнему плану в рамках пре
доставленной ему в этом качестве власти, которые необ
ходимы для возможно более полного использования най
денных запасов и экономических мощностей для расши
рения и развития экономики в интересах военной эконо
мики Германии.
   2. В этой связи он может давать непосредственно ука
зания также и учерждениям вермахта в оккупированных
восточных областях.
   3. Этот указ вступает в силу с сегодняшнего дня  Пуб
ликация указа только по получении распоряжения
Фюрер
Адольф Гитлер
Начальник штаба ОКВ
Кейт ель
Рейхсминистр
и начальник рейхсканцелярии Ламмерс
ЦГАОР СССР, ф   7021, оп   148  д   183, л   46   Перевод с немецкого
№ 147. Записка Буркарта * Флику2 о планируемой экономической политике в оккупированных восточных областях
13 августа 1941 г
   В сегодняшнем разговоре с г-ном Джоном я прежде всего затронул вопрос об основании компании с ограниченными   правами   «Остверке» — «Восточные    заводы».
   1 Одило Буркарт — генеральный уполномоченный концерна Фли
ка, один из руководителей военной экономики нацистской Германии
      2 Фридрих Флик — один из крупнейших  руководителей военной
экономики нацистской Германии  владелец концерна «Фридрих Флик»,
председатель наблюдательных советов многих акционерных обществ,
советник Немецкого банка
283

Г-н Джон подтвердил то, что мы уже слышали от г-на Шеера: что хотели бы обойтись без основания такой восточной компании, которая возбудила бы большую конкурентную борьбу среди немецких промышленников за овладение русскими заводами. Кроме того, хотят ясно разграничить области компетенции с политическими властями, поскольку рейхсмаршал ясно выражает желание оставить в своих руках управление всеми вопросами экономики в России, равно как и вопросами четырехлетнего плана. Представляет интерес также сообщение г-на Джона, что фельдмаршал еще раз категорически заявил по поводу основания компании «Остверке», что он не собирается навсегда удерживать во владении государства весь экономический комплекс в России, наоборот, он намеревается после окончания войны допустить сюда также частнособственнические интересы, совершенно так же, как он не отказался от мысли сделать частной собственностью фирму «Рейхсверке». Г-н Джон добавил еще, что в отношении передачи в частную собственность крупных государственных концернов (следовательно, не только «Рейхсверке») фюрер и рейхсмаршал имеют полностью единое мнение.
Буркарт
«Fall 5», S. 271. Перевод с немецкого
№ 148. Записка для Флика о переговорах Калеча 1 с Тен-гельманном2 по вопросу организации управления промышленностью и сельским хозяйством на оккупированной территории СССР
гор. Берлин 13 августа 1941 г.
   Г-н Вальтер Тенгельманн прибыл сегодня в Берлин в служебную командировку на несколько дней. В беседе с ним мы говорили также об организации экономики в Рос-
    1 Конрад Калеч — один из руководителей военной экономики на
цистской Германии,   генеральный   уполномоченный концерна   Флика,
заместитель председателя наблюдательного совета акционерного об
щества металлургических предприятий Максимилиан-Хютте, член на
блюдательных советов многих концернов.
      2 Вальтер Тенгельманн — с  1930 г. член правления, а с  1942 г.
председатель правления акционерного общества эссенских предприя
тий каменноугольной промышленности.
284

сии и в связи с этим об отношении реихсмаршала к принципиальным вопросам послевоенного периода.
   Г-н Тенгельманн показал мне приказ рейхсмаршала, датированный 27 июля 1941 г., в котором изложены принципиальные указания по экономической организации в России. В приказе прежде всего подчеркивается, что наибольшую важность имеет производство зерна, масличных культур, нефти и алюминия. Эти четыре отрасли должны быть на первом плане во всех отношениях. Одновременно дано указание, чтобы все управление сельскохозяйственным производством, сбыт его продукции и удовлетворение потребности сельского хозяйства, равно как и управление нефтяной промышленностью, проводились исключительно через специально организованные общества (монопольные общества).
   Далее, дано распоряжение, чтобы русская угледобывающая и металлургическая промышленность были переданы специальному управляющему обществу, точно так же как и текстильная промышленность — особому управляющему обществу.
   Впрочем, указано также, что во многих отраслях промышленности, в том числе, что особенно подчеркнуто, в химической промышленности, можно немедленно приступать к целостному управлению хозяйством, и поэтому рекомендуется передача отдельных предприятий доверенным лицам.
   В особенности интересно в приказе указание, что передача управления промышленностью монополиям—либо со временем исключительно управляющему обществу— производится лишь по той причине, что отсутствие на месте уже действующих организаций, огромные задачи и необходимая спешка требуют включения монополий или управляющих обществ; но при этом речь ни в коей степени не идет о завершающей стадии, а только о преходящем, необходимом мероприятии. Принципиальным является то, что длительного, решающего положительного результата можно ждать лишь от направляемого государством частнособственнического хозяйства, и поэтому следует стремиться, чтобы передать предприятия в руки частной инициативы мало-помалу, по возможности позже.
   Следует особо упомянуть, что в настоящий момент не может быть целью как можно быстрее запустить русскую экономику в целом   на   полную  производи 1ельную
285

мощность. Прежде всего нужно подумать о том, чтобы реально было предпринято в первую очередь все, что необходимо для проведения войны. К этому относятся,, во-первых, обеспечение производства четырех вышеупомянутых категорий (зерно, масличные культуры, нефть, алюминий), а также та или другая категория производства, ставшего крайне необходимым для ведения войны. Все остальное должно отступить на задний план и лишь мало-помалу, по мере возможности, может привлекать к себе большее внимание.
   Что касается управления колхозами, то точно так же невозможно, без дальних слов, немедленно снова разделить колхозы (колхозные хозяйства) и передать колхозное имущество в частные руки. Наоборот, колхозные хозяйства следует вести дальше в той форме, какую они имеют в настоящее время; прежде всего следует добиваться, чтобы был обеспечен сбор урожая при существующей в настоящее время форме. Целью является постепенный переход к тому, чтобы снова создать из колхозов частные сельскохозяйственные предприятия.
   По последнему пункту г-н Тенгельманн добавил еще, что по большей части уже переходят к тому, чтобы вернуть в собственность бывших владельцев дворы или обещают вернуть им, в то время как вся обработка полей пока все еще будет производиться общинным способом, с целью обеспечения урожая. Население, по его словам, вначале, в общем, относится с большим недоверием и лишь постепенно и с колебаниями идет на работу...
Калеч
«Fall  5»,  S.  257-258.  Перевод  с  не мецкого
№ 149. Докладная записка Нагеля1 о планах экономического офабления подлежащей захвату территории СССР
14 августа 1941 г.
   Бурение нефти. Рейхсмаршал считает необходимым держать наготове в большом количестве оборудование для бурения и добычи нефти, для того чтобы в случае
   1 Генерал Нагель — начальник штаба связи военно-хозяйственного управления ОКВ при рейхсмаршале Геринге.
286

наличия разрушенных сооружений можно было немедленно — в том числе и в неразрабатывавшихся местах — приступить к добыче.
   Примечание. Русские предприятия, которые могут изготовлять оборудование для бурения, находятся в Баку, Туапсе, Москве, Подольске, Первоуральске, Верхне-Сер-гиевске, Кунгуре (Молотовская область)1, Стрые (Западная Украина) и Бориславе (Дрогобычская область). Заводы в Стрые и Бориславе, по данным ротмистра Виля (26 июля 41), разрушены или негодны к эксплуатации.
   Улучшение почвы. Рейхсмаршал неоднократно в беседах указывал на то, что нужно приступать к улучшению полезных в сельскохозяйственном отношении площадей там, где с малыми средствами можно достичь максимального успеха. Не следует производить неэкономичных работ на тощих землях. Он предостерегает также от излюбленных работ по «болотоосушению», которые в большинстве случаев ведут к ухудшению водного бюджета благодаря изменению уровня почвенных вод и быстрому стоку вод.
   Вопросы питания. Рейхсмаршал не думаег, чтобы из урожая этого года, включая запасы оккупированных восточных областей, можно было выделить для Германии больше 1 млн. т хлеба плюс количества, которые потребляет армия в оккупированных областях.
   Впрочем, рейхсмаршал рассчитывает на большие люд-ские потери по причине недостаточного питания среди масс людей, движущихся в направлении советской территории, и в больших городах.
   Занятия евреев. Рейхсмаршал заметил, что в областях, где господствует Германия, евреям больше нечего делать. Там, где их необходимо употребить для работы, это должно быть сделано в форме рабочих формирований. Евреев следует свести в рабочие батальоны, до некоторой степени напоминающие лагеря военнопленных, установить казарменный режим, если они не имеют возможности переселиться. Какие-либо другие занятия, деятельность, работа, кроме указанных выше, евреям не разрешаются. Разрешаются небольшие исключения в начале оккупации. В особенности следует регулировать и контролировать питание. В остальном — было   бы   слишком
1 Ныне Пермская область.
287

много чести осуществлять над евреями смертную казнь путем расстрела. Следует приказывать вешать их.
   Колхозы. Рейхсмаршал заявил, что он в принципе отвергает и будет уничтожать все, относящееся к большевистской системе. Поэтому не может быть и речи о- том, чтобы в будущем сохранить коллективную систему землепользования в форме колхозов. Однако время для преобразования еще не пришло. Опасно предпринимать сейчас изменение организации сельскохозяйственного производства и поставок. Можно было бы, конечно, сказать крестьянам, что предстоит проведение изменений и что крестьяне, которые прилежно работают и выполняют поставки, тем самым становятся кандидатами при последующем разделе земли. Но рейхсмаршал решительно возражает против того, чтобы сейчас предпринять новый раздел земли или допустить проведение его через общину. Сначала крестьяне должны доказать, каковы они в работе, затем только можно помогать им получить собственность. Г-н рейхсмаршал, напротив, не имеет никаких возражений против восстановления крестьянских владений в областях, недавно ставших русскими, где колхозное хозяйство лишь подготавливалось или создавалось. Здесь, в соответствии с условиями, следует восстановить крестьянские хозяйства.
   Перевозка горючего. Рейхсмаршал уполномочил государственного секретаря Кернера изучить вопрос, есть ли необходимость в новой линии нефтепровода из Румынии — Галиции в направлении на Германию. Мне неизвестно, каков был ответ.
   Обеспечение горючим. На запрос начальника управления экономики и вооружения от 23.7.41 г. (11 пунктов) рейхсмаршал 28.7.41 г. ответил утвердительно.
Запрос гласит:
   Все занятые нами области ранее почти исключительно снабжались нефтепродуктами с Кавказа.
   Для управления и экономики, в особенности для сбора урожая и обработки полей, в ближайшее время, как можно предвидеть, потребуется немалое количество горючего; с другой стороны, пока что не может быть речи о получении его с Кавказа. Будет ли позднее возможен ввоз оттуда и в каком объеме, ответить в настоящее время не представляется возможным.
288

   Управление экономики и вооружений имеет в виду не допускать никаких выдач из источников, находившихся до сего времени в нашем распоряжении, и использовать то количество горючего с Кавказа, которое будет в распоряжении в дальнейшем, в первую очередь для покрытия самых насущных потребностей Германии. Можно ли упустить такую возможность, даже если тем самым будет нанесен серьезный вред русскому сельскому хозяйству?
   Кавказ. В том случае, если эта область будет оккупирована нами, рейхскомиссар этой области, который, очевидно, будет решать почти исключительно экономические задачи, будет непосредственно и полностью подчинен рейхсмаршалу и получать указания лишь от него, причем указания, разумеется, будут согласованы с указаниями для уполномоченных по нефти.
   Сырье. Далее, ответ начальника управления экономики и вооружений от 23.7.41 г. (11 вопросов):
   Можно ли использовать сырье, имеющееся в России, если это потребуется, для покрытия потребностей немецкой экономики, не принимая во внимание последствия от повсеместной остановки русских предприятий?
   Рейхсмаршал ответил (28.7), что сырье должно использоваться там, где его применение принесет наибольшие успехи для немецкой экономики. При этом невозможно избежать консервации русских предприятий.
   Вопросы транспорта. Рейхсмаршал высказал мысль, что он должен оказать решающее влияние на вопросы транспорта в восточной области (расширение каналов Черное море — Балтийское море; каботажное плавание; морской транспорт и т. д.; развитие ж.-д. транспорта и т. д.).
   Вопросы снабжения. Рейхсмаршал несколько раз указывал на то, что не нужно чинить никаких препятствий солдатам, если они по собственной инициативе снабжают себя. Конечно, не следует попусту растрачивать ценности, но не нужно и быть мелочными, в том числе в контроле на границе и в таможнях. Конечно, при реквизициях и вывозе должен быть полный порядок (28.7.41).
Нагель
ЦГАОР  СССР,   ф   7445,  оп   2, д   168, л. 35—38. Перевод с немецкого
'9 Преступные цели

№ 150. Распоряжение Геринга об организации вывоза и использования сырья оккупированных областей Советского Союза
гор. Берлин 6 сентября 1941 г.
   1. Задачи по конфискации и вывозу стратегического
военного Сырья из оккупированных западных областей
близятся к своему завершению.   Предстоящим   проведе
нием некоторых мероприятий могут заняться местные ор
ганы. Поэтому полномочия, данные согласно моим распо
ряжениям от 2 июля 1940 г. Ф. П. 11045/1 и от 10 октября
1940 г. Ф. П. 16934 генерал-лейтенанту Виттингу как «ин
спектору по конфискации и использованию сырья в Бель
гии и Франции», прекращаются 10 сентября 1941 г.
   2. Военное положение требует, чтобы запасы сырья,
обнаруженные во вновь оккупированных восточных обла
стях, были бы как можно скорее использованы в герман
ском военном хозяйстве. Решающим руководством для
этого являются «Директивы по ведению хозяйства в ок
купированных восточных областях» («Зеленая папка») К
Хозяйственный штаб «Восток» несет ответственность пе
редо мною за конфискацию и вывоз запасов сырья из об
ластей, находящихся под управлением военных органов
власти. Также и в областях  с  гражданскими   органами
власти (как я уже отдал распоряжение в моем приказе
от 18 июня 1941 г.— Ф. П. 11604) конфискация и вывоз
запасов сырья являются впредь до дальнейшего распо
ряжения задачей хозяйственного штаба  «Восток»,  кото
рый пользуется услугами учреждений, раньше занимав
шихся этой работой. Также и в дальнейшем военные и
гражданские учреждения, занимающиеся вопросами сы
рья, продолжают нести ответственность в этой области.
То же самое распространяется и на ротмистра Шу2, сог
ласно приказу от 9 июля 1941 г.— Ф. П. 10382/4 в специ
альной области конфискации металлолома.
   3. Величина русского пространства и необходимость
увязывать вывоз сырья со всеми потребностями в тран
спорте требуют, однако, единого образа действий различ
ных военных и гражданских органов как в области кон
фискации, вывоза, так и использования сырья на месте.
См. документ № 6. См. документ № 13.
290

Поэтому назначаю генерал-лейтенанта Виттинга генеральным инспектором по конфискации и использованию сырья в оккупированных восточных областях.
   Область деятельности генерального инспектора распространяется на все оккупированные области СССР, независимо от того, существуют ли там военные или гражданские органы власти, но за исключением Белостокского округа и Галиции в генерал-губернаторстве. В поле деятельности генерального инспектора входят все виды сырья, кроме минералов. Местом служебного пребывания генерального инспектора является Берлин.
   Согласно моим указаниям, генеральный инспектор должен проводить следующую работу:
   а) проверять проведение работ по конфискации и вы
возу сырья во всех военных и гражданских учреждениях;
   б) следить за тем, чтобы расходование сырья на ме
сте в оккупированных областях не йревышало необходи
мых размеров, установленных мною по согласованию с
рейхсминистерствоод хозяйства;
   в) увязать работу всех органов, занимающихся кон
фискацией и вывозом сырья, и урегулировать очередность
отправки.
   По предложению рейхсминистра хозяйства и верховного командования вооруженных сил мною утверждается общий список очередности вывоза сырья.
   4. Я оставляю за собой право давать генеральному инспектору дальнейшие специальные поручения. Генеральный инспектор может пополнить свой штаб специалистами-экспертами для выполнения отдельных заданий, предоставленными в распоряжение рейхсминистром хозяйства.
   Все военные и гражданские учреждения должны всячески идти навстречу генеральному инспектору и его уполномоченным при проведении их задач, а также давать им все требуемые справки.
   Генеральный инспектор обязан через каждые 4 недели сообщать мне о результатах работы.
Геринг
Разослано:
а) Рейхсминистру хозяйства.
б) Верховному   командованию   вооруженных   сил —
управлению военной экономики и вооружений.
в) Хозяйственному штабу «Восток».
291

г) Рейхсминистру оккупированных   восточных   обла
стей.
д) Рейхсминистру вооружения и боеприпасов.
е) Командующему войсками по Франции.
ж) Командующему- войсками в Бельгии и Северной
Франции.
з) Рейхскомиссару Остланда.
и)  Рейхскомиссару Украины.
   Копию посылаю для ознакомления в качестве разъяснения к моим циркулярам от 2 июля 1940 г.— Ф. П. 11045/1 и от 16 октября 1940 г.—Ф. П. 16934/1.
   Также и в оккупированных восточных областях неотложной задачей генерал-лейтенанта Виттинга является забота о том, чтобы все захваченное сырье попадало в Германию, где бы оно было рационально использовано в хозяйстве, и чтобы не имели места самовольные посягательства со стороны отдельных учреждений.
Геринг
ЦГАОР СССР, ф. 7021, оп.  148, д  23, л. 5—8. Перевод с немецкого
№ 151. Докладная записка Нагеля о передаче в ведение вермахта вопросов о вывозе из оккупированных областей промышленного оборудования и сырья и о необходимости снабжать продовольствием армию и население Германии за счет оккупированных областей
16 сентября 1941 г.
   За отчетный период совещания по военно-экономическим вопросам или по вопросам общей экономики имели место только 15.9 и 16.9. Высказываний, имеющих принципиально новое значение, как правило, не было, поэтому они и не отражены в записке.
   На одном из совещаний с рейхскомиссаром Лозе (Ост-ланд), а позднее с гаулейтером д-ром Мейером (имперское министерство по вопросам восточных областей) были еще раз изложены принципиальные положения по вопросу о колхозах и указано, что деятельность рейхскомиссаров должна быть в первую очередь нацелена на то, чтобы
292

форсировать немецкую военную экономику. Этой мысли должны быть подчинены все мероприятия. Поэтому он (рейхсмаршал) передал, например, вывоз производственного оборудования в руки вермахта. Точно так же в распоряжение вермахта и его учреждений переданы те запасы сырья, полуфабрикатов и т. д., которые на сегодняшний день обнаружены и зарегистрированы согласно соответствующим указаниям. Куда направить в дальнейшем то, что, возможно, будет произведено пущенными снова в ход предприятиями,— это будет решать рейхскомиссар, однако всегда в смысле укрепления немецкой военной экономики, интересы которой везде идут впереди, в особенности в области производства вооружения и продовольствия.
   На совещании 16.9, которому предшествовало короткое предварительное обсуждение, приняли участие:
рейхсмаршал,
государственный секретарь Бакке (4-летний план),
   генерал авиации Госрау (аппарат командующего ВВС),
   генерал-лейтенант Зайдель (главная ставка командующего ВВС),
   генерал-лейтенант Остеркамп (главное управление боевой подготовки),
   генерал-лейтенант Вендерслебен (главное управление боевой подготовки),
полковник Банч (главная ставка ОКХ),
   министерский советник Рике (экономический штаб «Ост», 4-летний план и имперское министерство по делам Востока),
   генерал-майор Нагель (служба управления ОКВ — управление по вооружению и экономике),
   министерский советник д-р Гернерт (представитель рейхсмаршала),
  капитан генштаба, офицер авиации фон Браухич (представитель рейхсмаршала).
   На этом совещании, на повестке дня которого был вопрос о лучшем использовании оккупированных областей для улучшения продовольствия Германии, рейхсмаршал дал следующие указания: создается впечатление, как будто бы армия требует слишком много от отечественного тыла, в особенности консервов. Для войск, ведущих боевые действия в восточных областях или расквартированных  там,  продовольствие  должно  поступать   из  самих
293

оккупированных областей, за исключением табака, шоколада, сушеных фруктов и т. п. Ни под каким видом я не даю разрешения на усиленный подвоз продуктов с родины, что должно привести — в особенности в области снабжения мясом — к уменьшению норм для немецкого гражданского населения. На это я ни в коем случае не буду давать разрешения.
   Ведь в таком случае пострадало бы настроение населения на родине или возникло бы чувство неуверенности. Родина и так вынуждена переносить много трудностей (бомбежки, растущие потери, медленные успехи на Востоке, к тому же эта война является второй войной в жизни одного поколения). Вражеская пропаганда получит отличное оружие. Она уже сегодня старается подстрекать население оккупированных областей все громче кричать насчет снабжения, прятать запасы, срывать поставки продовольствия и т. д., добиваясь, чтобы тем самым повсюду— и не в последнюю очередь в отечественном тылу— возникли трудности со снабжением населения продовольствием и плохое настроение вместе с падением морали.
   Ясно, что необходимы различные нормы снабжения продовольствием.
   Прежде всего идут войска, ведущие боевые действия, далее остальные войска, находящиеся в стране противника, и затем войска, расквартированные в отечественном тылу. В следующую очередь снабжается гражданское немецкое население. И лишь затем идет население оккупированных областей.
   В принципе, в оккупированных областях должны быть обеспечены соответствующим питанием лишь те, кто работает на нас. Если бы мы даже хотели кормить всех остальных жителей, мы бы не смогли это сделать во вновь оккупированных восточных областях. Поэтому было бы неправильно выделять для них продовольствие, которое отнималось бы от войск и тем самым потребовался бы усиленный подвоз с родины. В отношении норвежцев и голландцев, которые никогда не проявляют к нам отзывчивости, не следует поддаваться ложным чувствам,— они останутся толстокожими, даже если их лучше кормить. Норвежцы все еще не сделали достаточных усилий, чтобы поставить нам обещанную рыбу. За это их нужно приструнить, пока они не поставят рыбу. В областях, где про-
294

исходят акты саботажа, также следует ввести ограничение снабжения.
   С другой стороны, не следует упускать из виду— а мы имеем соответствующие донесения,— что и войска в оккупированных областях должны экономить. У солдат всегда хороший аппетит; все, что они могут добыть, они поедают, даже если это и не обязательно требуется для их снабжения. Таким образом, происходят дополнительные реквизиции свиней и рогатого скота под весьма сомнительные квитанции или без них. Если войска на переднем крае не всегда могут соблюдать правила по этой части, то это еще не так сильно режет глаза. Но я выступаю против всех дополнительных реквизиций или покупок остальными войсковыми частями, если вследствие этих покупок нет необходимого минимального поступления для служб, распределяющих продовольствие. Задачей всего аппарата должна стать забота об этом, иначе возникнет не представляющее необходимости дополнитель ное снабжение продовольствием из оккупированных областей, не облегчающее положения на родине. Войска следует воспитывать поэтому в духе бережливости и порядка.
   Что касается питания большевистских пленных, то тут, в противоположность к остальным пленным, мы не связаны никакими международными обязательствами. Поэтому при снабжении их продовольствием мы должны руководствоваться только производительностью их как рабочей силы.
   Снабжение овсом лошадей в войсковых частях должно быть пересмотрено. Высокие нормы не требуются. Часть корма должна быть заменена кукурузой и другими видами кормов, для того чтобы мы не отнимали еще больше овса у лошадей на родине, тяжело перегруженных работой. Подвоз на Восток овса из Германии обязательно должен быть сокращен.
   Я не даю также своего разрешения на продолжение набора лошадей на родине. Я имею в виду крестьянских лошадей, которые к тому же могут обходиться почти без овса. В оккупированных восточных областях армия должна забирать лошадей, если она в этом нуждается.
   При использовании скота в оккупированных областях не должны учитываться в первую очередь питание жителей или восстановление стада; использование нами поголовья скота для снабжения свежим мясом, и прежде
295

всего для изготовления консервированных товаров, должно быть, насколько возможно, наибольшим, однако организованным. Для этого потребуются еще особые мероприятия.
   Рейхсмаршал предложил затем обсудить практические мероприятия, которые необходимо провести на основе его высказываний и создавшейся обстановки. Выдвинуты следующие мероприятия:
   1) Не оставлять запасов зерна в руках населения, но
как можно скорее забрать его, сложить на склады, забот
ливо ухаживать  и  под вооруженной  охраной  произве
сти сев.
   2) Произвести   рекогносцировку   относительно   стад
крупного   рогатого   скота.   Следует   предположить,   как
многократно было установлено,  что  скот,  исчезнувший
из деревень, еще бродиг в лесах или в стороне от авто
магистралей и мест расположения войск. Из тех живот
ных, которые не будут употреблены на обеспечение све
жим мясом, большую часть следует забить для перера
ботки на консервы.
   3) Для учета скота привлечь немецких торговцев, ко
торые должны получить комиссионные за производство
поставок (оплата продавцам согласно общим указаниям).
   4) Немедленно увеличить забой и переработку мяса
(см. п. 2). Имперское министерство продовольствия мо
билизует гражданских рабочих для забоя скота с их соб
ственным   соответствующим     инструментом.    Немецкие
фабрики   мясных   консервов,   которые   сейчас  закрыты,
перебросить на Восток.
   5) Для перевозки скота, а в дальнейшем — готовых
товаров главная ставка  представляет особый  грузовой
автопарк. В первую очередь планируется предоставить
около   1200   грузовых   машин.   Экономическому   штабу
«Ост» (министерский директор Рике) разработать пред
ложения по проведению этого мероприятия в районе опе
раций.
   6) Так как производственные мощности мясокомбина
тов на Востоке слишком недостаточны, крупный рогатый
скот (в живом виде) отправлять в Германию. Транспорт
ным руководителям обеспечить транспорт.
   Так как заготовки скота и другого продовольствия в областях, не занятых войсками, наталкиваются на трудности, требуется значительное увеличение войск безопас-
296

ности и подвижное применение их в районах заготовок. Главная ставка принимает эго к сведению.
   Из экономических соображений завоевание больших городов нежелательно. Предпочтительнее их окружение.
Нагель
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп   2, д.  168, л.  26—30.  Перевод с  немецкого
№ 152. Письмо генерального комиссара Белоруссии Кубе Розенбергу о вывозе художественных и материальных ценностей из гор. Минска
гор. Минск 29 сентября 1941 г.
Глубокоуважаемый рейхслейтер Розенберг!
   Сегодня после долгих поисков я наконец обнаружил и взял под охрану остатки художественных ценностей хМинска.
   В Минске находилось большое, частично очень ценное собрание предметов искусства и картин, которое почти полностью вывезено из города. По приказу рейхс-фюрера СС рейхслейтера Генриха Гиммлера большинство картин — частично уже после моего вступления в должность — было упаковано эсэсовцами и отправлено в Германию. Речь идет о миллионных ценностях, изъятых в генеральном округе Белоруссии. Картины должны быть посланы в Линц и Кенигсберг. Я прошу вернуть эти ценные коллекции, если они окажутся ненужными в Германии, в распоряжение генерального округа Белоруссии или во всяком случае перечислить стоимость этих коллекций министерству по делам восточных областей.
   По свидетельству одного майора из 707-й дивизии, который передал мне сегодня остатки художественных ценностей, эсэсовцы предоставили остальные картины и предметы искусства — среди которых были ценнейшие полотна и мебель XVIII й XIX вв., вазы, изделия из мрамора, часы и т. п.— на дальнейшее разграбление вермахту. Генерал Штубенраух захватил с собой часть этих ценных вещей из Минска на фронт. Зондерфюреры, фамилии которых мне пока не доложены, увезли три грузовика с мебелью, картинами и предметами искусства, не оставив квитанции. Я приказал выяснить, из каких они частей, чтобы наказать виновных в грабеже.
297

   Из остатков здешние учреждения вермахта и СС взяли без моего разрешения также другие предметы и картины, которые еще могут быть найдены в Минске.
   Прошу направить сюда члена НСДАП художника Вилли Шпрингера (Берлин, Хазенхейде, 94) для реставрации картин, частично бессмысленно поврежденных ножевыми ударами, чтобы под его наблюдением спасти то, что еще можно спасти. К сожалению, сильно повреждены или уничтожены также драгоценные вазы, фарфор, шкафы и стильная мебель XVIII в. В общем, речь идет о невозместимых ценностях стоимостью в миллионы марок.
   Я прошу, чтобы министерство по делам оккупированных восточных областей обратилось к руководящим учреждениям вермахта с тем, чтобы в будущем подобное уничтожение было прекращено, а виновные подвергались тяжелым наказаниям.
   Музей первобытной истории также совершенно опустошен. Геологическое отделение ограблено, из него похищены драгоценные и полудрагоценные камни.
В университете бессмысленно уничтожены или растащены приборы стоимостью в сотни тысяч марок. Возможно вам, глубокоуважаемый г-н рейхслейтер, следовало бы довести все это до сведения фюрера. И без того бедная Белоруссия потерпела вследствие таких действий тяжелый убыток. Возможно, в Ленинград и в Москву, а также в старинные культурные города Украины будут заранее направлены эксперты для руководства подобными мероприятиями, иначе гражданская администрация встретит такие опустошения повсюду. Хайль Гитлер!
Глубоко преданный вам Вильгельм Кубе
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д.   128, л.  40—41.  Перевод с  немецкого
№ 153. Директива начальника штаба военно-морских сил об уничтожении гор. Ленинграда
гор. Берлин 29 сентября 1941 г.
Секретно
БУДУЩЕЕ   ГОРОДА   ПЕТЕРБУРГА
   1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, на-
298

чальником штаба военно-морских сил был поднят вопрос перед    верховным   главнокомандованием    вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города. Настоящим доводятся до сведения результаты.
   2. Фюрер   решил   стереть   город   Петербург   с  лица
земли. После поражения Советской России дальнейшее
существование   этого   крупнейшего   населенного   пункта
не   представляет  никакого  интереса.   Финляндия   точно
так же заявила о своей  незаинтересованности в  суще
ствовании   этого   города   непосредственно   у   ее   новых
границ.
   3. Прежние требования военно-морского флота о со
хранении судостроительных,  портовых и  прочих  соору
жений,   важных  для   военно-морского   флота,   известны
верховному  главнокомандованию  вооруженных сил, од
нако удовлетворение их не представляется  возможным
ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга.
   4. Предполагается  окружить город тесным  кольцом
и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспре
рывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей.
   Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
   5. Главное командование военно-морских сил в бли
жайшее время разработает и издаст директиву о связан
ных с предстоящим уничтожением  Петербурга  измене
ниях в уже проводимых или подготовленных организа
ционных мероприятиях и мероприятиях по личному со
ставу.
   Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил.
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д.  163, л. 312—314. Перевод с немецкого
299

№ 154. Из отчета уполномоченного министерства оккупированных восточных областей при группе армий «Юг» капитана Коха о разрушении гор. Киева
гор. Киев 5 октября 1941 г.
Секретно
   ...Пожар Киева 24—29 сентября 1941 г. разрушил как раз центр города, т. е. самую красивую и величественную его часть — с двумя крупнейшими гостиницами, главным почтамтом, радиоцентром, телеграфом и несколькими универмагами. Пожаром поражено пространство около 2 кв. км, без крова осталось около 50 тыс. человек; они кое-как размещаются в оставленных квартирах. В наказание за явный саботаж 29—30 сентября уничтожены евреи города, в общей сложности (по сведениям оперативных команд СС) около 35 тыс. человек, половина которых — женщины...
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2. д.  138. л. 269. Перевод с немецкого
№ 155. Директива штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии о разрушении Ленинграда, Москвы и других городов Советского Союза
Ставка верховного 7 октября 1941 г.
главнокомандующего Секретно
   Фюрер вновь принял решение не принимать капитуляции Ленинграда или позднее Москвы даже в том случае, если таковая была бы предложена противником.
   Моральное оправдание этого решения ясно для всего мира. Точно так же, как в Киеве, закладкой бомб и мин с часовыми механизмами был создан ряд тяжелых угроз для наших войск, нужно считаться с подобным же мероприятием в еще более широком масштабе в Москве и в Ленинграде. Само советское радио сообщило о том, что Ленинград заминирован и будет обороняться до последнего солдата.
300

No comments:

Post a Comment