Sunday, June 22, 2014

1 Преступные цели преступные средства

ОТДЕЛ  ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИНСТИТУТА МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС
ГЛАВНОЕ АРХИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР СОВЕТСКИЙ КОМИТЕТ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ
ПРЕСТУПНЫЕ
ЦЕЛИ-
ПРЕСТУПНЫЕ СРЕДСТВА
Документы
об оккупационной политике
фашистской Германии
на территории СССР
(1941—1944 гг.)
Издательство ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва      •      1968





https://docs.google.com/file/d/0B96SnjoTQuH_Tk10UXNhWW9MLXc/edit?usp=sharing








9(И)7 П73
СОСТАВИТЕЛИ   СБОРНИКА: ЗАСТАВЕНКО Г.Ф. (руководитель), ИЛЛЕРИЦКАЯ Т. А., КОЗОЧКИНА А М., ЛОБАНИХИИА И. М., МОРОЗОВ В. В., МУРИН Ю. Г., ТИХОМИРОВ Б. П.
Под общей редакцией БОЛТИНА Е. А. и БЕЛОВА Г. А.
Переводы выполнены: БАРАБАНЩИКОВОИ Л. И., ГРАБОВСКИМ С. Б., ДИЖУРОМ А  Л, КУН И НОИ Д. Э.  (руководитель), ЛЮБАРСКИМ А. В., МЕДНИКОВЫМ А. И., МИЛОВИДОВОИ Е. Н.
Редактор БУБЕН ЩИ КОВ С. #.
Этот сборник выпускается вторым, расширенным изданием. Первое вышло в 1963 г. и быстро разошлось. В нем публикуются документы, ярко обличающие преступные действия немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории СССР в период Великой Отечественной войны. В заключение приводятся итоговые данные об ущербе, нанесенном немецко-фашистской оккупацией Советскому Союзу. Отзывы о книге просим присылать по адресу: Москва, А-47, Миусская пл., 7, Политиздат, редакция литературы по истории советского общества.
1—6—4 120—68

t ВВЕДЕНИЕ
   Первое издание настоящего сборника было опублико* вано в 1963 г. в связи с 3-й Международной конференцией по истории движения Сопротивления в г. Карловы Вары, посвященной проблеме оккупационной политики фашистской Германии в годы второй мировой войны. Сборник был издан на русском, немецком и французском языках.
   Учитывая важное значение опубликованных в' сборнике документов, сейчас выпускается второе, несколько расширенное его издание.
   Отличительная черта второго издания сборника состоит в том, что в нем публикуются новые документы, раскрывающие роль немецких монополий в проведении грабительской политики на советских территориях и в беспощадной эксплуатации советских людей.
   Документы сборника ярко изобличают преступные действия захватчиков, наглядно свидетельствуют о преднамеренности массовых зверств в отношении советского мирного населения и военнопленных, что являлось конкретным претворением в жизнь государственной политики фашистской Германии. Идеологической основой этих злодеяний явилась «расовая теория», провозглашавшая мнимое право немцев господствовать над другими народами и применять для удержания их в повиновении любые средства.
 
Сборник состоит из пяти тематических разделов.
   В первом разделе — «Немецко-фашистский оккупационный режим на временно захваченной территории Советского Союза» — представлены документы, характеризующие общие цели оккупационной политики немецко-фашистских властей. По содержанию эти документы можно разбить на группы. В документах № 8, 10, 16 отражены общие агрессивные планы германского империализма, рассчитанные не только на захват территорий СССР, но и на ликвидацию Советского государства, на порабощение и массовое уничтожение советских людей. Об этом, в частности, говорится в речи Розенберга, произнесенной 20 июня 1941 г. в узком кругу высших немецких генералов (см. документ № 8).
   Одним из важнейших доказательств, раскрывающих агрессивные планы нацистов в отношении СССР, является протокольная Запись совещания Гитлера с руководителями фашистского рейха от 16 июля 1941 г. (см. документ № 10). В полном соответствии с политическими установками фюрера был составлен так называемый генеральный план «Ост», суть которого сводилась к ликвидации Советского государства, физическому уничтожению значительной части русского народа, выселению другой его части из европейских областей в Сибирь и воспрепятствованию создания какого бы то ни было русского национального государства. План предусматривал колонизацию советской территории путем переселения в больших масштабах немцев из Германии. В связи с тем, что оригинал генерального плана «Ост» еще не обнаружен, в сборник включены «Замечания доктора Ветцеля на генеральный план «Ост»» (см. документ № 18).
   Значительная группа документов раскрывает характер оккупационного режима на временно захваченных территориях Советского Союза. В «Инструкции об особых областях» к директиве № 21 (вариант «Барбаросса»,
 
см. документ № 2) говорится о форме государственной власти на оккупированной территории СССР. Практически эта власть полностью передавалась командованию немецкими вооруженными силами, а также политической полиции. Рейхсфюрер СС Гиммлер был наделен специальными полномочиями по подготовке долитического управления. Ему вменялось в обязанность действовать, исходя «из идеи борьбы двух диаметрально противоположных политических систем». Права, предоставленные Гиммлеру, означали установление невиданно жестокой системы террора.
   Реакционный, человеконенавистнический характер оккупационного режима обличается также документами №4, 5, 9, 11 —16. Отметим, в частности, дополнение Кейтеля к директиве № 33 о применении беспощадных мер к населению. Кейтель требовал сломить всякое сопротивление советских людей путем внушения страха (см. документ № 14). Жестокие меры террора устанавливались указом Розенберга от 23 августа 1941 г. (см. документ № 15). За малейшее нарушение оккупационных порядков виновные подлежали смертной казни. В том же духе составлен приказ генерал-фельдмаршала Рейхенау от 10 октября 1941 г. о поведении войск на Востоке (см. документ № 16). Аналогичную линию поведения рекомендовала инструкция статс-секретаря Бакке о поведении должностных немецких лиц на Востоке и их обращении с русскими (см. документ № 5). «Вы должны уяснить себе,— поучает Бакке,— что вы на целые столетия являетесь представителями великой Германии и знаменосцами национал-социалистской революции и новой Европы1. Поэтому вы должны с сознанием своего до-
   1 Приход фашистов к власти популяризировался в нацистской пропаганде как «национал-социалистская революция», что широко использовалось гитлеровцами для дезориентации народных масс в Германии в отношении подлинного характера фашистской диктатуры, как открытой террористической диктатуры крупного финансового капитала
 
стоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, которых потребует от вас государство».
   Ряд документов этого раздела содержит прямые указания об ограблении захваченных советских территорий (см. документы № 2, 5, 6). Важнейшее место среди них занимает так называемая «Зеленая папка» Геринга, введенная в действие приказом начальника штаба ОКБ Кейтеля от 16 июня 1941 г. (см. документ №7).
   Особенно следует обратить внимание на то, что ряд важнейших документов, определяющих поведение оккупантов, был утвержден фашистским правительством и верховным главным командованием немецкой армии еще до нападения Германии на СССР. Следовательно, речь шла о заблаговременно продуманной государственной политике фашистской Германии, которая затем и проводилась последовательно в жизнь.
   Во втором разделе — «Массовое уничтожение советского населения» — приведены документы, свидетельствующие о кровавом режиме оккупантов, для оценки которого трудно подыскать слова. История прошлых войн ле знала еще подобных злодеяний против мирного населения и военнопленных.
   По своему характеру документы этого раздела представляют собой главным образом приказы и объявления немецко-фашистских властей, устанавливающие режим полного бесправия населения и жестокого террора оккупантов. Суровые меры наказания вводились за малейшее неповиновение или невыполнение приказов и директив немецких властей.
   В приказе военного коменданта г. Днепропетровска от 22 сентября 1941 г. (см. документ № 24) говорится о взятии и расстреле заложников. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе издал 20 октября 1941 г. распоряжение о расстреле гражданских лиц, появляющихся на улицах
6

городов в запрещенное время (см. документ № 26), Объявления пестрят сообщениями о расстрелах многих тысяч советских граждан под самыми различными предлогами. В объявлении командира немецкой дивизии от 28 ноября 1941 г. говорится о сожжении сел Барановки и Обуховки Полтавской области. При этом население села Обуховки было расстреляно якобы за поддержку партизан (см. документ № 29). В объявлении коменданта г. Днепропетровска от 6 декабря 1941 г. сообщается о расстреле 100 заложников за то, что в городе было совершено покушение на немецкого офицера (см. документ № 31).
   В объявлении командира германской полиции государственной безопасности Латвии Штрауха, опубликованном не позднее 4 января 1942 г., говорится о сожжении деревни Аудрины и расстреле жителей этой деревни за скрытие красноармейцев (см. документ № 39). Этот акт зверской расправы с мирным латышским населением аналогичен уничтожению деревни Лидице в Чехословакии в июне 1942 г.
   В донесении бывшего командира 528-го немецкого пехотного полка майора Рёслера сообщается о массовых расстрелах советских людей в г. Житомире в конце июля 1941 г. (см. документ № 38). Картина зверств была столь страшной, что даже видавший виды немецкий майор пришел от нее в ужас. В своем стремлении уничтожить как можно больше советских людей оккупационные власти не останавливались даже перед умерщвлением душевнобольных (см. документ № 42). Ряд документов 3-го батальона 15-го полицейского полка — приказы командира батальона, отчеты командиров рот свидетельствуют об уничтожении населенных пунктов и расстрелах гражданского населения в Белоруссии осенью 1942 г. В результате карательных экспедиций, проведенных подразделениями этого батальона, были уничтожены деревни   Мокраны,   Борки,   Заболотье, Борисовка и др.
 
В отчете об уничтожении населенного пункта Борки сообщается, что только в этом селении было расстреляно 705 человек, в том числе мужчин — 203, женщин — 372, детей— 130 (см. документы № 44—47).
   В третьем разделе — «Преступное отношение к советским военнопленным» — собраны директивы, приказы и докладные записки немецко-фашистских властей, а также официальных лиц о положении советских военнопленных.
   12 мая 1941 г. Гитлер подписал директиву относительно обращения с политическими работниками. В ней прямо говорилось об уничтожении комиссаров и других политических работников Красной Армии, а также руководителей советских государственных учреждений. В сборнике публикуются «Заметки для доклада», составленные заместителем начальника штаба оперативного руководства (см. документ № 70). «Политические руководители в войсках,— говорится в этих заметках,— не считаются пленными и должны уничтожаться самое позднее в транзитных лагерях».
   В другом документе, в «Распоряжении начальника по делам военнопленных VIII военного округа» от 7 ноября 1941 г., констатируется, что возрастают случаи самовольного расстрела советских военнопленных охраной лагерей (см. документ № 79). О жестоком обращении с советскими военнопленными свидетельствуют многие официальные документы немецких военных властей.
   Военнопленным выдавался голодный паек, состоявший из суррогатов. В протоколе заседания министерства снабжения от 24 ноября 1941 г. (см. документ № 81) отмечается: «...попытки изготовить для русских специальный хлеб показали, что наиболее выгодная смесь получается при 50% ржаной муки грубого помола, 20% отжимок сахарной свеклы, 20% целлюлозной муки и 10% муки,   изготовленной   из   соломы   и   листьев...  Питание
 
русских должно быть обеспечено исключительно за счет конины и низкокачественного мяса».
   От голода погибли сотни тысяч советских военнопленных.
   В донесении правительственного советника Грюнта-лера от 20 декабря 1941 г. (см. документ № 82) сообщается о большой смертности в лагерях военнопленных. Розенберг в письме Кейтелю от 28 февраля 1942 г. указывал, что из 3,6 млн.' военнопленных в настоящее время полностью работоспособны только несколько сот тысяч человек. Большая часть их умерла от голода, холода и от инфекционных болезней, в частности от сыпного тифа (см. документ № 84).
   Министерский советник Дорш сообщал Розенбергу 10 июля 1941 г.; «В лагере для военнопленных в Минске, расположенном на территории размером с площадь Вильгельмплац, находится приблизительно 100 тыс. военнопленных и 40 тыс. гражданских заключенных. Заключенные, загнанные в это тесное пространство, едва могут шевелиться и вынуждены отправлять естественные потребности там, где стоят... Военнопленные, проблема питания которых едва ли разрешима, живут по 6—8 дней без пищи в состоянии вызванной голодом животной апатии, и у них одно стремление: достать что-либо съедобное» (документ № 71). Вряд ли можно ярче охарактеризовать нечеловеческие условия существования, сознательно созданные для военнопленных гитлеровскими палачами! Документы Чрезвычайной государственной комиссии и отдельных советских граждан, публикуемые в сборнике, дополняют общую картину этих кошмарных условий (см. документы № 95, 96, 102, 103).
   Четвертый раздел называется «Рабско-крепостниче-ские условия труда населения на оккупированной терри-
   1 В эту цифру, как и во всех случаях, где идет речь о военнопленных, гитлеровцами включались и захваченные гражданские лица.
 
тории Советского Союза и массовый угон советских людей на работу в Германию». Немедленно после занятия советских территорий оккупанты вводили обязательную трудовую повинность, о чем свидетельствуют многочисленные объявления оккупационных властей. Имперский министр вооружений и боеприпасов Тодт 28 июля 1941 г. издал приказ, запрещавший оплачивать труд советских рабочих (см. документ № 104). Немецкие власти подготовили значительное количество памяток, инструкций и других документов, устанавливающих рабский режим эксплуатации труда советских людей. В «Памятке об обращении с гражданскими иностранными рабочими в Германии» от 1 октября 1942 г. говорится: «Восточных рабочих содержать в закрытых лагерях, которые они имеют право покидать только для производства работ под постоянной охраной часовых или начальника лагеря» (документ № 120).
   Нацистская пропаганда трубила о «добровольном наборе» рабочих на оккупированных территориях. Однако это было ложью. Столкнувшись с нежеланием советских людей ехать на работу в Германию, немецкие власти начали широко применять принудительную мобилизацию рабочей силы.
   Вопреки Гаагской конвенции, нацистские правители широко использовали советских людей на работах в районе военных действий. Геринг в распоряжении от 7 ноября 1941 г. требовал привлекать советских рабочих к строительству шоссейных и железных дорог, а также к расчистке, разминированию и устройству аэродромов (см. документ № 105). В том же распоряжении он приказывал использовать на работах в Германии не только рабочих, но и военнопленных.
   По.мере того как затягивалась война, проблема рабочей силы становилась для Германии все более сложной. В соответствии с этим усиливалась погоня за людьми на оккупированных территориях.  В  марте   1942  г.   Гитлер
10

назначил Заукеля генеральным уполномочгнным по использованию рабочей силы, вменив ему в задачу также широкую мобилизацию рабочих на оккупированных восточных территориях (см. документ № 109). 31 марта 1942 г. Заукель потребовал телеграфно от вербовочных комиссий форсировать вербовку всеми доступными средствами, включая «суровое применение принципа принудительности труда, с тем чтобы в кратчайший срок можно было утроить количество завербованные» (документ № ПО).
   10 мая 1942 г. главное командование сухопутной армии также издало-приказ об ускорении темпов мобилизации рабочей силы для Германии (см. документ № 114). В приказе требовалось принять действенные меры по мобилизации со стороны военных и местных гражданских организаций. «Речь идет о мероприятии, имеющем решающее значение для исхода войны». 25 мая 1942 г. генеральный комиссар Литвы фон Рентельн издал приказ о насильственной отправке крестьян на работы в Германию (см. документ № 115). 4 сентября 1942 г. Заукель заявил, что «фюрер распорядился о немедленной отправке в Германию 400—500 тыс. украинских женщин в возрасте от 15 до 35 лет для использования их в домашнем хозяйстве». Кроме того, было предусмотрено «использование дополнительно одного миллиона рабочих с Востока» (документ № 118). О принудительных методах вербовки рабочей силы свидетельствует приказ начальника полиции безопасности и СД Остланда от 16 ноября 1942 г. «Рейхсфюрер СС,— говорится в нем,— приказал 3 ноября 1942 г. брать все излишнее и трудоспособное население в районе действия банд (так оккупанты называли отряды партизан.— Ред.), оккупируемых и прочесываемых нами. Оно должно быть направлено в Германию в качестве рабочих» (документ № 122).
   В целях захвата рабочей силы оккупационные власти   проводили   специальные   карательные   экспедиции.
11

Примером этого является операция по ограблению и захвату гражданского населения под кодовым названием Цыганский барон, проведенная по приказу командования 2-й танковой армии. В этом приказе говорится: «При занятии отдельных населенных пунктов нужно немедленно и внезапно захватывать имеющихся мужчин в возрасте от 15 до 65 лет, если они могут быть причислены к способным носить оружие...» (документ № 128). Захваченные подлежали направлению в лагеря, в распоряжение уполномоченных по вербовке рабочей силы для отправки в Германию.
   Генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы в начале марта 1943 г. указывал начальнику экономического штаба «Восток», что для осуществления намеченной фюрером военной программы необходима срочная доставка 1 млн. женщин и мужчин из вновь оккупированных областей в течение ближайших четырех месяцев (см. документ № 127). Насильно мобилизованные рабочие направлялись в Германию в закрытых вагонах, под конвоем полиции. О бесчеловечном отношении к мобилизованным свидетельствует специальный отчет референта Ракверского бюро Б III отдела эстонской полиции от 5 июля 1943 г. (см. документ № 130).
   За уклонение от трудовой повинности оккупационные власти применяли жестокие наказания. Так, в объявлении тернопольского окружного комиссара от 20 января 1944 г. говорится о расстреле восьми граждан из разных населенных пунктов округа за уклонение от строительной повинности (см. документ № 133).
   О том, что представляли собой угнанные в Германию восточные рабочие, свидетельствует письмо концерна «Фр. Флик» инженеру Рису от 18 января 1945 г. Среди восточных рабочих, присланных транспортами в 1944 г. на завод, были старики, женщины, подростки и даже дети (см. документ № 140).
18

   Такова правда о вербовке рабочей силы в оккупированных областях Советского Союза. Факты начисто опровергают ложь реакционных историков и публицистов о том, будто восточные рабочие добровольно шли в Германию. Только в результате насильственного угона в Германии в годы войны оказались миллионы иностранных рабочих, преимущественно с территорий Советского Союза.
   В лагерях для рабочих, угнанных с оккупированных территорий СССР, был установлен жестокий режим. Последствиями плохих условий жизни восточных рабочих были массовые заболевания и огромная смертность. Об этом говорится в документах администрации концернов, приводимых в сборнике. В письме правления завода «ИГ Фарбениндустри» в Ландсберге от 24 января 1942 г. отмечается, что вследствие плохих условий жизни «многие советско-русские военнопленные умерли, а еще большее число их не появляется на строительной площадке из-за болезни».
   В пятом разделе — «Разрушение и разграбление национальных богатств оккупированных районов СССР» — собрано значительное количество документов.
   В дополнение к «Зеленой папке» Геринга нацистские власти издали ряд приказов и директив, которые конкретизировали задачи в области ограбления оккупированной территории. Указом Гитлера от 29 июня 1941 г. Геринг наделялся чрезвычайными полномочиями по использованию экономики оккупированных территорий на Востоке в интересах расширения и развития военной экономики Германии (см. документ № 146). Представители многочисленных немецких концернов следовали в обозе войск. Так, в Запорожье в июне 1942 г. приехали представители немецких фирм «Штальверке», «Брауншвейг» (см. документ № 181). В этом же документе говорится о попытках нацистских властей организовать массовое производство снарядов на заводе «Запорожсталь», которые вслед-
13

.ствие   сопротивления   советских   людей   не   увенчались успехом.
   Одним из важнейших объектов грабежа немецко-фашистских оккупантов явилось продовольствие. Об этом, в частности, свидетельствует приказ генерального комиссара Николаевской области от 13 февраля 1942 г. о конфискации для Германии в колхозах и совхозах всего об» молоченного хлеба, семян масличных, бобовых и других культур (см. документы № 156, 159).
   Особый интерес представляют документы, раскрывающие роль немецких монополий в ограблении СССР. Записка директора Немецкого банка Ю. Абса от 21 января 1941 г. повествует о совещании представителей крупных монополий под руководством статс-секретаря Ноймана, на котором было принято решение о создании «Континентального нефтяного общества». Основная задача этого общества заключалась в эксплуатации нефтяных богатств на намеченной к захвату территории Советского Союза. В записке руководителя иностранного отдела концерна «Отто Вольфа» Рейхарда от 25 июня 1941 г. говорится о предполагавшемся создании широко разветвленной экономической организации для эксплуатации оккупированной территории СССР. И в частности, приведены фамилии назначенных руководителей управлений по производству железа и стали в Ленинграде, Москве, Киеве и Закавказье. В информационной записке для Флика (руководитель концерна «Фр. Флик») от 26 июня 1941 г. говорится о планах раздела промышленных предприятий на оккупируемой территории СССР.
   Значительное количество документов свидетельствует о разграблении оккупантами культурных ценностей. В письме генерального комиссара Белоруссии Кубе Ро-зенбергу от 29 сентября 1941 г. сообщается о такого рода фактах, относящихся к г. Минску (см. документ № 152). Культурные  ценности  подвергались  разграблению   и  в
14

других временно захваченных областях Советского Союза. Об этом свидетельствуют документы № 152—-162, 174, 175, 176, 179.
   Немецко-фашистские захватчики не только грабили население, колхозы, совхозы, промышленные предприятия, но и стремились превратить территории Советского Союза в мертвую зону. При отступлении немецкие военные власти издавали приказы о сплошном разрушения оставляемых городов и селений. Злую судьбу нацисты готовили Ленинграду и другим крупным городам Советского Союза. В директиве начальника штаба военно-морских сил Германии от 29 сентября 1941 г. говорится: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса... В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения» (документ № 153). В директиве штаба верховного командования вооруженных сил от 7 октября 1941 г. также говорится о разрушении Ленинграда, Москвы и других городов Советского Союза (см. документ № 155).
   В связи с отступлением с Кубани Гитлер издал 4 сентября 1943 г. директиву о разрушении всех военных и гражданских объектов, населенных пунктов, дорог, промышленных предприятий, портов и всего, что могло быть использовано советскими войсками (см. документ № 169). Практически это означало превращение Кубани в зону пустыни.
   В приказе немецкого командования от 7 сентября 1943 г., полученном штабом 466-го пехотного полка (см. документ № 170), указывается: «В случае отхода следует полностью уничтожить на оставляемой территории все сооружения и запасы, которые в какой-либо степени могут оказаться полезными для врага...». В предписании высшего  руководителя  СС   и   полиции   юга   России   от
15

14 сентября 1943 г. изложен приказ имперского руководителя СС, в котором говорится: «В связи с происходящим отходом на запад обеспечьте всеми имеющимися в вашем распоряжении средствами, чтобы в отдаваемых врагу областях не оставалось ни одного рельса и были взорваны все шпалы. Весь хлеб до последнего центнера должен быть отгружен» (документ № 172).
   Разрушая города и другие населенные пункты, нацистские правители рассчитывали создать хаос в Советском Союзе. «Хаос в России будет тем больше, наше управление и эксплуатация оккупированных областей будет тем легче, чем больше населения советских русских городов уйдет во внутренние районы России» (документ № 166).
*      * *
   Документы, приведенные в сборнике, наглядно свидетельствуют о характере и методах немецко-фашистской оккупационной политики на завоеванных территориях Советского Союза. Жестокий колонизаторский режим, установленный оккупантами, лишил советских людей элементарных человеческих прав, низвел их до положения рабов.
   Советские люди, воспитанные на великих идеях ленинизма, не могли мириться с господством немецко-фашистских оккупантов. С первого дня войны они развернули освободительную борьбу против ненавистных фашистских захватчиков. Любовь к социалистической Родине, преданность Коммунистической партии, идеям марксизма-ленинизма, сознание патриотического долга, готовность ценой любых усилий и жертв отстоять завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, целостность и независимость Советского государства явились важнейшими факторами, определившими развитие освободительной  борьбы   HI   оккупированных
16

территориях Советского Союза. Жестокий террористический режим оккупантов не мог задушить волю советских людей к сопротивлению. Более того, политика оккупантов способствовала усилению великой борьбы народов СССР за свободу и независимость, завершившейся изгнанием немецко-фашистских захватчиков и их полным разгромом.
   В сборнике использованы документальные материалы фондов Международного военного трибунала в Нюрнберге и Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, хранящиеся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции, органов государственной власти и государственного управления (ЦГАОР СССР). Часть документов получена из центральных государственных и местных архивов Украинской, Белорусской, Латвийской, Литовской и Эстонской советских социалистических республик.
   В сборник включены как опубликованные, так и впервые публикуемые документы. В конце каждого доку-ме-нта дана ссылка на источник: сокращенное наименование архива, номер архивного фонда, описи, дела и листов. Большинство документов публикуется полностью. Лишь большие по объему документы даны в извлечениях; из некоторых исключены сведения, не относящиеся непосредственно к теме сборника. Опущенный текст не затрагивает существа документа и не меняет его содержания. Все пропуски в тексте обозначены многоточием без оговорки в подстрочных примечаниях.
   При переводе по возможности сохранен стиль документов. Все тексты переводов сверены с оригиналами на немецкой! языке.
   Заголовки к документам даны составителями. В том случае, когда сохраняется заголовок подлинника, это оговаривается в примечании под строкой.
■^ Преступные цели ^

   Все документы датированы. При отсутствии даты на подлиннике она устанавливается по его содержанию, о чем дается пояснение в примечании. Новые документы, включенные во второе издание сборника, отмечены звездочкой. '
   Должности и звания некоторых лиц, упоминаемых в заголовках, названы только при первом упоминании, в дальнейшем указываются лишь их фамилии.
Г. Ф. Заставенко

I
НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИЙ
ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ
НА ВРЕМЕННО ЗАХВАЧЕННОЙ
ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
(Общая характеристика) № 1—20

№ 1. Докладная записка о совещании 28 февраля 1941 г. у генерал-майора Томаса' по вопросу создания штаба «Ольденбург»2
гор. Берлин 1 марта 1941 г.
Генерал приказал составить для рейхсмаршала3 расширенный проект организации. Основное содержание:
   1) Подчинение   всей    организации    рейхсмаршалу.
Цель: поддержка и расширение   мероприятий   четырех
летнего плана.
   2) Организация должна охватывать все вопросы, ка
сающиеся   военной   экономики.    Исключение — вопросы
продовольствия, которые должны стать особым поруче
нием для государственного секретаря Бакке.
   3) Ясно указано, что организация должна быть неза
висимой от военных или гражданских властей.
   Разумеется тесная совместная работа по указанию непосредственно из центральной инстанции в Берлине.
4) Разделение отраслей работы на два сектора:
   а) Следование во время наступления непосредственно за передовыми частями, чтобы избежать уничтожения запасов и обеспечить вывоз важнейшего имущества.
   1 Генерал-майор   Томас — военный   преступник,   ближайший по
мощник Геринга, начальник  военно-экономического штаба при  вер
ховном командовании вооруженных сил Германии, принимал участие
в разработке плана «Барбаросса».
      2 Штаб «Ольденбург» — кодовое название организации,  создан
ной для экономического ограбления Советского Союза. В дальнейшем
эта организация действовала  под названием «Экономический  штаб
Ост».
3 Имеется в виду Г. Геринг.
21

   б) Управление оккупированными промышленными районами и оценка принадлежащих к ним экономических районов.
(Пометка карандашом: БЦД Гота, Ольд. II.)
   5) Ввиду расширившегося круга задач предпочесть
наименование  «Военно-экономическая  инспекция»  вме
сто «Инспекция по вооружению».
   6) Ввиду расширившегося круга задач требуется со
здание организации широкого масштаба, с привлечением
большого количества сил.  Главная задача организации
будет состоять в реквизиции сырья и в вступлении во
владение всеми важными предприятиями.
   Для выполнения последней задачи целесообразно привлечь с самого начала надежных лиц из немецких концернов, так как только с помощью их опыта с самого начала может проводиться успешная работа (напр., по бурому углю, руде, химии, нефти).
   После обсуждения дальнейших частных вопросов, подполковник Лютер уполномочен в течение восьми дней составить первый проект организации в указанном смысле.
   Необходима тесная совместная работа различных отделов управления вооружений. Нужно назначить еще одного офицера для связи с отделами экономики и вооружений, с которым рабочий штаб мог бы иметь постоянную связь. Отдел экономики должен представить всем начальникам отделов и подполковнику Лютеру по экземпляру новой разработки относительно России.
   Генерал-лейтенанта Шуберта следует попросить прибыть в Берлин во второй половине следующей недели. Четыре офицера, уполномоченные для составления планов по отдельным инспекциям по вопросам вооружения, также должны явиться к г-ну начальнику управления в конце следующей недели.
Гаманн
Fall 5. Anklagepladoyer,  ausgewahlte
Doknmente, urteil des Flick Prozesses.
Berlin,   1965,   S.   255—256.   Перевод   о
немецкого
22

№ 2. Директива начальника штаба верховного главного командования вооруженных сил Германии об установлении оккупационного режима на подлежащей захвату территории Советского Союза
Ставка верховного 13 марта 1941 г.
главнокомандующего Совершенно  секретно
ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОСОБЫХ ОБЛАСТЯХ К ДИРЕКТИВЕ № 21 (план «БАРБАРОССА») *
     1.  Район операции и исполнительная  власть
   1. Не позднее чем за 4 недели до начала операций
в    Восточной   Пруссии   и    в    генерал-губернаторстве2
вступают в силу все приказы и распоряжения   по  бое
вому   обеспечению,   изданные   верховным   главнокоман^
дованием  вооруженных сил для  районов   боевых   дей
ствий   вермахта.   Предложение   об   этом   своевременно
должно быть внесено главнокомандованием сухопутных
сил по согласовании с главнокомандованием военно-воз
душных сил.
   Включение Восточной Пруссии и генерал-губернаторства в район боевых действий сухопутных войск не предусмотрено. Но на основании неопубликованных распоряжений фюрера от 19 и 21 октября 1939 г. главнокомандующий сухопутными войсками имеет право проводить в жизнь все мероприятия, необходимые для выполнения военных задач и для обеспечения безопасности армии. Он может также передать эти полномочия командующим армиями и группами армий. Подобные мероприятия должны проводиться в жизнь раньше всех распоряжений, исходящих от гражданских властей.
   2. Занимаемая  в  ходе   военных   действий   русская
территория должна   быть,  как только  поззолит  обста
новка,   разделена,   согласно    специальным    указаниям.
   1 Заголовок документа. «Барбаросса» — кодовое название плана
войны против СССР.
      2 Генерал-губернаторством   называлась   захваченная   Германией
в 1939 г. часть  Польши, не   включенная   непосредственно   в   состав
третьего рейха (так называемые Люблинский, Радомский, Краковский
и Варшавский дистрикты с населением около 12 млн. человек).
23

на  отдельные  государства  с самостоятельными  правительствами.
Из этого следует:
   а) По   возможности    ограничить   глубину    района
боевых действий, который будет намечен, как только су
хопутные войска  перейдут  имперскую  границу  и  гра
ницы соседних с нею государств.
   Главнокомандующий сухопутными войсками имеет право осуществлять свою власть на этой территории и уполномочивать на это командующих армиями и группами армий.
   б) Для   подготовки   политического   управления    в
районе боевых действий сухопутных войск рейхсфюрер
СС получает специальное задание, которое вытекает из
идеи борьбы двух диаметрально противоположных по
литических систем. В рамках этого задания рейхсфюрер
действует самостоятельно и   на   свою   ответственность.
В остальном исполнительная   власть   главнокомандую
щего сухопутными войсками   и   подчиненных   ему   ин
станций затронута не будет.  Рейхсфюрер  СС отвечает
за то, чтобы выполнение его задач не   нарушало   хода
боевых операций. Дальнейшие детали главное командо
вание сухопутных войск должно согласовать непосредст
венно с рейхсфюрером СС.
   в) Как только район боевых действий достигнет до
статочной глубины, он должен быть ограничен с тыла.
На оккупированной территории, находящейся за райо
ном  боевых действий,  будет  организовано  собственное
политическое управление. Эта территория с учетом на
циональности ее народонаселения и в приблизительном
соответствии с границами групп армий будет разделена
вначале   на   области:   Северную    (Прибалтика),   Цент
ральную  (Белоруссия) и Южную  (Украина).
   В этих областях политическое управление будет передано рейхскомиссарам, которые получают соответствующие инструкции от фюрера.
   3. Для проведения всех военных мероприятий в областях, находящихся вне района боевых действий, будут назначены командующие вооруженными силами, подчиняющиеся непосредственно начальнику штаба верховного главнокомандования вооруженных сил. Командующий вооруженными силами является высшим представителем вооруженных сил в соответствующей области и
24

осуществляет верховную военную власть. Перед ним стоят задачи командующего войсками территориального военного округа, и он пользуется правами командующего армией или командира корпуса.
В качестве такового он выполняет следующие задачи:
   а) тесное сотрудничество с рейхскомиссаром, оказа
ние последнему поддержки в решении его политических
задач;
   б) использование и охрана   хозяйственных   ресурсов
страны для нужд немецкого хозяйства   (см.   пункт   4);
   в) использование ресурсов   страны   для   снабжения
германских войск по требованию главного  командова
ния сухопутных сил;
   г) вооруженная охрана всей   территории,   и   прежде
всего аэродромов, коммуникаций и складов, на случай
восстания, саботажа  или действий парашютных десан
тов противника;
д) регулирование движения по дорогам;
   е) урегулирование вопросов расквартирования войск,
полиции  и  размещения  организаций  и  военнопленных,
если они остаются на данной территории.
   По отношению к гражданским учреждениям коман-. дующий имеет право требовать проведения мероприятий, необходимых для выполнения военных задач. Его распоряжения в этой области должны выполняться в первую очередь даже по сравнению с распоряжениями рейхскомиссара.
   Служебные указания, приказ на организацию соответствующих инстанций и распоряжение о выделении необходимого количества войск последуют особо.
   Время передачи власти командующим вооруженными .силами будет отдано приказом, как только военное положение позволит изменить порядок подчиненности без ущерба для военных операций. До тех нор учреждения, созданные верховным главнокомандованием армии, должны действовать на тех же самых основаниях, которые установлены для командующих войсками.
   4. Единое руководство хозяйственными инстанциями в районе боевых действий и на оккупированной территории фюрер поручил рейхсмаршалу, который возложил эту задачу на начальника управления военной экономики и   промышленности   штаба   вооруженных   сил.   Особые
25

распоряжения по этому вопросу будут изданы управлением военной экономики и промышленности.
   5. Основные силы полиции будут  подчинены   рейхс-
комиссарам. Заявки на переподчинение полицейских ча
стей в районе боевых действий должны быть заранее на
правлены главным командованием сухопутных войск в
отдел обороны страны при верховном главнокомандова
нии вооруженных сил (штаб оперативного руководства).
   6. Об отношении войск к населению и о задачах во
енного трибунала будут изданы   особые  распоряжения.
II. Транспорт, товарооборот  и  связь
   7. К началу операции штабом оперативного руковод
ства верховного главнокомандования вооруженных   сил
будут изданы особые указания, необходимые для про
ведения мероприятий по ограничению сообщения, това
рооборота и связи с Россией.
   8. С началом военных операций главнокомандующий
сухопутными  войсками  закрывает советско-германскую
границу (в последующем тыловую границу района бое
вых действий) для всякого  невоинского   пассажирского
сообщения, товарооборота и почтово-телеграфной связи.
Исключением   являются   полицейские   органы,   которые
будут действовать по указанию рейхсфюрера СС с лич
ного разрешения фюрера.
   Размещением и снабжением этих органов ведает генерал-квартирмейстер главного командования сухопутных войск, который для этого может потребовать у рейхсфюрера СС выделения специальных офицеров связи.
   Граница будет закрыта также для руководящих деятелей и уполномоченных высших имперских властей и учреждений партии. В соответствии с этим указанием штаб оперативного руководства оповестит все имперские власти и партийные учреждения. В исключительных случаях посещение этих районов может разрешаться только главнокомандующим сухопутными войсками или уполномоченными им учреждениями.
   Помимо случаев, предусмотренных особыми правилами рейхсфюрера СС дл^ полицейских органов, за разрешением на въезд следует обращаться исключительно к главнокомандующему сухопутными силами.
26

III. Указания для Румынии, Словакии, Венгрии и Финляндии
   9. Верховное главнокомандование вооруженных сил,
координируя свои действия с министерством иностран
ных дел, достигнет необходимого соглашения с этими го
сударствами. Если в ходе операций возникнет необхо
димость расширения особых прав командующих немец
кими войсками в этих  странах,   то  последние   должны
обращаться по этому вопросу к верховному главнокоман
дованию вооруженных сил.
   10. Разрешается применять полицейские меры, необ
ходимые для обеспечения безопасности войск, не испра
шивая на то особых полномочий.
   Дальнейшие распоряжения по этому вопросу последуют позже.
   11. Особые распоряжения по вопросам: доставки про
довольствия и фуража, размещения войск и материаль
ной части, закупки и отправки товаров, денежного обес
печения и выплаты содержания,   возмещения   убытков,
почтово-телеграфной связи,  железнодорожного  сообще
ния и юрисдикции в этих странах — будут изданы позже.
   Все требования воинских частей и инстанций, предъявляемые к правительствам этих стран, должны быть направлены в отдел обороны страны верховного главнокомандования вооруженных сил (штаб оперативного руководства) не позднее 27 марта 1941 г.
IV. Указания   относительно   Швеции
   12. Так как Швеция может быть использована только
для прохождения войск, никаких особых прав на этой
территории для командующего немецкими войсками не
предусмотрено. Но тем не менее он имеет право и обя
зан обеспечить охрану железных дорог от актов дивер
сий.
Начальник штаба
верховного главнокомандования
вооруженных сил
Кейтель
ЦГАОР СССР, ф   7445, оп   2, д   141, л    115—122    Перевод  с  немецкого
27

№ 3. Из протокола совещания Гитлера с руководителями вермахта по обсуждению организационной структуры хозяйственного раздела плана «Барбаросса» — «Ольденбург»
29 апреля 1941 г. Секретно
   ...Как известно, фюрер в отмену действовавших ранее положений по этой операции отдал распоряжение о сосредоточении руководства всеми экономическими вопросами и возложил на рейхсмаршала общее руководство экономикой в районе операций и на территориях, находящихся под политическим управлением К
   Последний поручил выполнение данной задачи штабу по руководству экономикой.
   Рейхсмаршалу и экономическому оперативному штабу подчиняется — как высший центральный орган по осуществлению данного мероприятия — экономический штаб особого назначения «Ольденбург» во главе с генерал-лейтенантом Шубертом.
На местах ему подчинены:
5 хозяйственных инспекций,
23 хозяйственные команды и
   12 филиалов, которые размещаются в важных местах в пределах действия хозяйственных команд.
   Работа этих учреждений происходит в тыловом районе сухопутных сил. В районе действия каждой группы армий при начальнике тыла группы армий должна действовать хозяйственная инспекция, в задачи которой входит экономическое использование данной территории.
   Следует отличать тыловой прифронтовой район от собственного района боевых действий и тылового района армий. В последних решение экономических вопросов возлагается на 4-й экономический отдел штаба армий, т. е. на административно-хозяйственный отдел управления военной экономики и промышленности штаба вооруженных сил при командовании армий.
   В районе боевых действий ему придаются: технические батальоны, а также части экономической разведки
   1 Имеются в виду оккупированные фашистской Германией территории.
28

и обнаружения сырья, нефти, сельскохозяйственных машин, в особенности тракторов и средств производства.
   Административно-хозяйственному отделу управления военной экономики и промышленности штаба вооруженных сил в тыловом районе армии, находящемся между районом боевых действий и тыловым районом прифронтовой полосы, для оказания помощи представителям командования армии в деле снабжения войск за счет захваченной территории, а также в целях дальнейшего экономического использования этой территории предоставлены в распоряжение группы 4-го экономического отдела при отдельных полевых комендатурах.
   В то время как эти части продвигаются вместе с войсками, хозяйственные инспекции, хозяйственные команды и филиалы остаются на месте.
   Новое для организации, подчиненной экономическому штабу «Ольденбург», заключается в том, что она занимается не только вопросами военной экономики, но и всей экономикой территории в целом.
   В соответствии с этим все учреждения именуются не как военно-экономические или военно-промышленные, а как хозяйственные инспекции, хозяйственные команды и   т.   д.
   Этому соответствует и внутренняя структура отдельных учреждений, которые подразделяются, начиная от экономического штаба «Ольденбург» вплоть до хозяйственных команд.
   Вся эта организация экономики делится на три большие группы:
ГРУППЫ ФУНКЦИИ
«М» . . . вооружение, хозяйственные средства транспорта,
«Л» . . . все вопросы продовольственного снабжения и сельское хозяйство,
«В» . . . промышленная экономика, включая сырье и производственное снабжение, а также вопросы: лесного хозяйства, финансовые и банковые, трофейные, торговли и товарооборота и использования рабочей силы.
29

   Уполномоченным по продовольствию и сельскому хозяйству при оперативном штабе является статс-секретарь Бакке, в то время как решением вопросов группы «В» руководит генерал фон Ханнекен.
   Прежде чем перейти к детализации структуры и составу группы «М», даем краткий обзор запланированного.
II. ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО  ДЕЛЕНИЯ
   Пометки на карте (карта только что передана) расшифровывают кодовые наименования.
   Из пяти инспекций действуют с самого начала четыре, в то время как пятая с неопределенным кругом деятельности сохраняется в резерве.
Учреждаются 4 инспекции:
1. Ленинград («Холштейн»),
хозяйственные команды в городах: Вильнюс, Рига, Таллин, Ленинград, Мурманск, филиалы в Вологде и Архангельске.
2. Москва («Заксен»),
хозяйственные   команды    в    городах:   Минск,   Москва,
Тула, Горький,
филиалы в Брянске, Ярославле, Рыбинске.
3. Киев («Баден»),
хозяйственные команды в городах: Львов, Киев, Кишинев, Одесса, Харьков, Днепропетровск, Сталино *, Ростов, Сталинград2,
филиалы в городах: Севастополь, Керчь, Воронеж, Курск.
4. Баку («Вестфален»),
хозяйственные команды: Краснодар, Грозный, Воронеж, Тбилиси, Баку, один филиал в Батуми.
   В резерве наряду с пятой инспекцией под условным названием «Хессен» будет находиться одна хозяйственная команда («Боркум») и 2 филиала ..
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп   2, д. 145, л. 118—122. Перевод с немецкого
1 В настоящее время Донецк.
2 Сейчас Волгоград.
30

№ 4. Распоряжение начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии о военной подсудности в районе «Барбаросса» и об особых полномочиях войск
Ставка верховного 13 мая 1941 г.
главнокомандующего Совершенно секретно
   Подсудность военным судам служит в первую очередь сохранению воинской дисциплины.
   Расширение района военных действий на Востоке, формы, которые вследствие этого примут боевые действия, а также особенности противника делают необходимым, чтобы военные суды ставили перед собой только те задачи, которые при их незначительном штате для них посильны во время хода боевых действий и до замирения покоренных областей, т. е. ограничили бы свою подсудность рамками, необходимыми для выполнения своей основной задачи.
   Это, однако, будет возможно лишь в том случае, если войска сами беспощадно будут себя ограждать от всякого рода угроз со стороны гражданского насе^ ления.
   Соответственно этому для района «Барбаросса» (район военных действий, тыл армии и район политического управления) устанавливаются следующие правила:
I.
   1. Преступления    враждебных    гражданских    лиц
впредь до дальнейших распоряжений изымаются из под
судности военных и военно-полевых судов.
   2. Партизаны   должны    беспощадно    уничтожаться
войсками в бою или при преследовании.

   3. Всякие иные нападения враждебных гражданских
лиц на вооруженные силы, входящих в их состав лиц и
обслуживающий войска персонал также должны подав
ляться войсками на месте с применением самых край
них мер для уничтожения нападающего.
   4. Там,  где  будет пропущено время для  подобных
мероприятий или где они сразу были невозможны, за
подозренные элементы должны быть немедленно достав
лены к офицеру. Последний решает, должны ли они быть
расстреляны.
31

   В отношении населенных пунктов, в которых вооруженные силы подверглись коварному или предательско му нападению, должны быть немедленно применены распоряжением офицера, занимающего должность не ниже командира батальона, массовые насильственные меры, если обстоятельства не позволяют быстро установить конкретных виновников
   5 Категорически   воспрещается   сохранять  заподоз
ренных для предания их суду после введения этих су
дов для местного населения
   6 В   местностях,   достаточно   замиренных,   главно
командующие  армейскими  группами  вправе  по  согла
сованию  с соответствующими   командующими   военно-
морскими и военно-воздушными силами устанавливать
подсудность гражданских лиц военным судам
Для районов политического управления распоряжение об этом   отдается   начальником   штаба   верховного  вооруженных сил
II
ОТНОШЕНИЕ К ПРЕСТУПЛЕНИЯМ  СОВЕРШЕННЫМ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ОБСЛУЖИВАЮЩИМ ПЕРСОНАЛОМ
ПО ОТНОШЕНИЮ К МЕСТНОМУ НАСЕЛЕНИЮ
   1 Возбуждение преследования за   действия,   совер
шенные военнослужащими и обслуживающим  персона
лом по отношению к враждебным гражданским лицам, не
является обязательным даже в тех случаях, когда эти
действия одновременно составляют воинское преступле
ние или проступок
   2 При обсуждении  подобных действий  необходимо
в каждой стадии процесса   учитывать,   что   поражение
Германии в 1918 г, последовавший за ним период стра
даний германского народа, а также борьба против на
ционал-социализма,  потребовавшая  бесчисленных   кро
вавых жертв,   являлись   результатом   большевистского
влияния, чего ни один немец не забыл
   3 Поэтому судебный начальник  должен   тщательно
разобраться, необходимо ли в   подобных   случаях   воз
буждение дисциплинарного или   судебного   преследова
ния   Судебный начальник предписывает   судебное   рас
смотрение дела лишь в том случае, если это требуется
по соображениям поддержания воинской дисциплины и
32

обеспечения безопасности войск Это относится к тяжелым проступкам, связанным с половой распущенностью, с проявлением преступных наклонностей, или к проступкам, могущим привести к разложению войск Не подлежат, как правило, смягчению приговоры за бессмысленное уничтожение помещении и запасов или других тро феев во вред собственным войскам
   Предложение о привлечении к уголовной ответственности в каждом случае должно исходить за подписью судебного начальника
   4 При осуждении предлагается чрезвычайно критически относиться к достоверности показаний враждебных гражданских лиц
                         Ш ОТВЕТСТВЕННОСТЬ   ВОЙСКОВЫХ   НАЧАЛЬНИКОВ
   Войсковые  начальники  в  пределах  своей  компетен ции ответственны за то
   П  чтобы все офицеры подчиненных им частей свое временно и тщательно были проинструктированы об основах пункта «а» настоящего распоряжения,
   2) чтобы их судебные советники своевременно были
поставлены в известность как о настоящем распоряже
нии, так и об устных указаниях, которыми главнокоман
дующим были разъяснены политические намерения ру
ководства,
   3) чтобы утверждать только такие приговоры, кото
рые соответствуют  политическим  намерениям  руковод
ства
СТЕПЕНЬ   СЕКРЕТНОСТИ
С окончанием периода маскировки настоящее распо ряжение сохраняет гриф  «совершенно секретно» По поручению
Начальник штаба
верховного  главнокомандования
вооруженных сил
Кейт ель
ЦГАОР СССР   ф   7445   оп   2   д   1в6 л   65   70   Перевод с  немецкого
 Преступные цети

№ 5. Инструкция уполномоченного по продовольствию и сельскому хозяйству статс-секретаря Бакке о поведении должностных лиц на территории СССР, намеченной к оккупации 1
гор. Берлин 1 июня 1941 г.
                       Секретно 1.
   Для вас, работников, которые направляются на Восток, главное состоит в том, что все решает работа. Поэтому я требую от вас упорной и неустанной деятельности.
2.
   Не бойтесь решений, которые могут оказаться ошибочными. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Важны не отдельные ошибки, а работа. Тот, кто из-за боязни ответственности ничего не делает, не нужен нам.
3.
   Вам предоставляется единственная в своем роде возможность овладеть делом и проявить свою волю к труду, свои знания, свои способности. Так, Англия на протяжении столетий ставила на ответственные посты в своей империи молодых людей и давала им возможность развивать способности к руководству. Недостаток территории у Германии до сих пор не позволял этого. Для разрешения поставленных на Востоке задач требуется, однако, чтобы вы не подходили к вещам с узкой западноевропейской меркой. Вы обтечены высочайшим доверием ваших начальников. Вы должны оправдать это доверие. Назначенные мною инспектора будут только в случае необходимости проверять отдельные мероприятия, в основном же следить за тем, доказываете ли вы умение работать.
4.
   Я треб\ю от вас подлинного руководства. Оно не проявляется ни в администрировании, ни в профессорских рассуждениях.
   1 Так называемые «Двенадцать заповедей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими».
34

No comments:

Post a Comment