Sunday, June 22, 2014

2 Преступные цели преступные средства


А поэтому:
Продолжительная деятельность на фронте.
Величайшая готовность принимать решение.
   Быстрота в принятии того или иного решения (лучше ошибочное решение, чем никакого).
Немногочисленные, но хорошие сотрудники.
Никакой бумажной канцелярщины.
   Умение действовать согласно директивам и материалу, исходящим из центра, но вместе с тем проявлять и собственную инициативу.
   Короткие, ясные указания подчиненным — в форме приказа.
   Никаких объяснений и обоснований, пусть русские видят в наших работниках руководителей.
   Товарищество между немцами, ответственность перед вышестоящими, авторитет для подчиненных. Если у вас имеются основания быть недовольными поведением какого-либо немца, не обнаруживайте этого перед русскими.
   Сознание своей ответственности, никакого угнетения подчиненных, наоборот, предоставить им полную свободу, чтобы они могли проявить себя.
Всегда держаться замкнуто по отношению к русским.
   По отношению к русским следует настаивать даже на ошибке, допущенной немцем.
   Не копировать слепо немецкие порядки и организации.
5.
   Важно всегда иметь перед собой конечную цель. Вы должны быть особенно упорными в достижении своей цели. Тем более гибкими могут быть ваши методы достижения этой цели. Выбор методов предоставляется на усмотрение каждого из вас, если нет общих подходящих указаний в форме директив. Упорство в достижении цели, максимальная гибкость в выборе методов. Поэтому вы не должны быть особенно строгими к ошибкам ваших подчиненных, а должны постоянно направлять их на путь достижения цели.
6.
   Ввиду того, что вновь присоединенные территории должны быть надолго закреплены за Германией и Европой, многое будет зависеть от того, как вы поставите
35

себя там. Вы должны уяснить себе, что вы на целые столетия являетесь представителями великой Германии и знаменосцами национал-социалистской революции и новой Европы. Поэтому вы должны с сознанием своего достоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, которых потребует от вас государство. Отсутствие характера у отдельных лиц безусловно явится поводом к снятию их с работы. Тот, кто на этом основании будет отозван обратно, не сможет больше занимать ответственных постов и в пределах самой империи.
7.
   Ставьте себе высокие, кажущиеся даже недостижимыми, цели, с тем чтобы фактически достигнутое всегда казалось частичным. Никогда не пресыщайтесь достигнутым, а всегда оставайтесь революционерами *. Не будьте односторонними, сосредоточивая свои мысли исключительно на сельском хозяйстве, в противном случае вам не придется удивляться тому, что и другие будут также мыслить односторонне: либо только о промышленности, либо о городских делах. Сосредоточивайте свои мысли на целом. Не спрашивайте, какую пользу извлечет из этого крестьянство, а спрашивайте только, насколько полезно это для Германии. Только то, что полезно Германии, полезно также и крестьянству. Будьте принципиальны, но не догматичны, будьте идеалистами и реалистами. Будьте решительными и, если нужно, суровыми по отношению к подчиненным, однако будьте справедливы и корректны, являйтесь всегда образцом для них.
8.
   Не разговаривайте, а действуйте. Русского вам никогда не переговорить и не убедить словами. Говорить он умеет лучше, чем вы, ибо он прирожденный диалектик и унаследовал «склонность к философствованию». Меньше слов и дебатов. Главное — действовать. Русскому импонирует только действие, ибо он по своей натуре женствен и сентиментален. «Наша страна велика и
   1 Смысл этой «революционности» сводился к призыву действовать беспощадно по отношению к населению оккупированных областей.
36

обильна, а порядка в ней нет, приходите и владейте нами». Это изречение появилось уже в самом начале образования русского государства, когда русские звали норманнов приходить и управлять ими. Эта установка красной нитью проходит через все периоды истории русского государства: господство монголов, господство поляков и литовцев, самодержавие царей и господство немцев, вплоть до Ленина и Сталина. Русские всегда хотят быть массой, которой управляют. Так они воспримут и приход немцев, ибо этот приход отвечает их желанию: «приходите и владейте нами».
   Поэтому у русских не должно создаваться такое впечатление, будто вы колеблетесь. Вы должны быть людьми дела, которые без всяких дебатов, без долгих бесплодных разговоров и без философствования устанавливают и проводят необходимые мероприятия. Тогда русский о\отно подчинится вам. Не применяйте здесь никаких немецких масштабов и не вводите немецких обычаев, забудьте все немецкое, кроме самой Германии.
   Особенно не будьте мягки и сентиментальны. Если вы вместе с русским поплачете, он будет счастлив, ибо после этрго он сможет презирать вас. Будучи по натуре женственными, русские хотят также и в мужественном отыскать порок, чтобы иметь возможность презирать мужественное. Поэтому будьте всегда мужественны, сохраняйте вашу нордическую стойкость.
   Только ваша воля должна быть решающей, однако эта воля должна быть направлена на выполнение больших задач. Только в таком случае она будет нравственна и в своей жестокости. Держитесь подальше от русских, они не немцы, а славяне. Не устраивайте никаких попоек с русскими. Не вступайте ни в какие связи с женщинами и девушками подчиненных вам предприятий. Если вы опуститесь до их уровня, то потеряете свой авторитет в глазах русских. Исходя из своего многовекового опыта, русский видит в немце высшее существо. Заботьтесь о том, чтобы сохранить этот авторитет немиа. Поднимайте его своими спокойными, деловыми приказами, твердыми решениями, высмеиванием дебатирующих и невежд.
   Остерегайтесь русской интеллигенции, как эмигрантской, так и новой, советской. Эта интеллигенция обманывает, она ни   на  что   не   способна,  однако   обладает
37

особым обаянием и искусством влиять на характер немца. Этим свойством обладает и русский мужчина и еще в большей степени русская женщина.
9.
   Не заражайтесь коммунистическим духом. Русская молодежь на протяжении двух десятилетий воспитывалась в коммунистическом духе. Ей незнакомо иное воспитание. Поэтому было бы бессмысленно наказывать за прошлое. Мы не хотим обращать русских на путь национал-социализма, мы хотим только сделать их орудием в наших руках. Вы должны покорить молодежь, указывая ей ее задачи, энергично взяться за нее и беспощадно наказывать, если она саботирует или не выполняет этих задач.
   Проверка и расследование прошлого и разбор ходатайств отнимут у вас время, необходимое для выполнения ваших немецких задач. Вы не судебные следователи и не стена плача.
   Россия всегда была страной подкупов, доносов и византинизма. Эта опасность может проникнуть к вам, особенно через эмигрантов, переводчиков и т. д. Русские, занимающие руководящие посты, а также руководители предприятий, старшие рабочие и надсмотрщики проявляют всегда склонность к подкупам и вымогательству взяток у своих подчиненных. Пресекайте взяточничество, будьте сами всегда неподкупны и корректны.
10.
   Мы не несем русским никакой новой религии. По своей натуре русский религиозен и суеверен, с этим вы должны считаться. Однако разрешение религиозных вопросов не входит в круг ваших задач.
11.
   В течение столетий русский человек испытывает нищету, голод и лишения. Его желудок растяжим, поэтому никакого ложного сочувствия к нему, не пытайтесь вносить изменения в образ жизни русских, приспосабливая его к немецкому жизненному стандарту.
38

12.
   Вы полностью предоставлены самим себе, поэтому не должна быть никаких жалоб и взывании о помощи в высшие инстанции. Помогай себе сам, тогда и бог поможет тебе.
Бакке
ЦГАОР СССР, ф   7021, оп   148   д   12, л   59—63   Перевод с  немецкого
№ 6. № директивы' Геринга 1 об экономическом ограблении намеченной к оккупации территории СССР2
гор   Берлин Не позднее 16 июня 1941 г э
ПРЕДИСЛОВИЕ
   «Зелеиам папка», часть I, предназначена дл*я ориентации военного руководства и экономических инстанций в отношении экономических задач в подлежащих занятию восточных областях. Она с©держит директивы о снабжении войск из ресурсов страны и дает указания войсковым частям о помощи хозяйственным органам.
   Директивы и распоряжения, изложенные в «Зеленом паоке^>, соответствуют военным приказам ОКВ4 и частей вооруженных сил.
ГЛАВНЫЕ   ЭКОНОМИЧЕСКИЕ   ЗАДАЧИ
   Изложенные ниже указания задуманы, прежде всего, как ориентация на время военных действий. Но вместе с тем аш должны служить основой на все время оккупации. Все распоряжения эшлшмического характера, которые потребуются в ходе оккупации, будут отданы после того, как будет объявлена основная политическая цель, связавшая? с необходимым улучшением германской военной экономики.
   1 Геринт   Герман — рейхшаршал,   уполномоченный   по   четырех
летнему пла»у перестройки- экожигснки Германии для нужд войны
2 Так называемая «Зеленая папка» Геринга
      3 Датируется по директиве начальника штаба ОКВ   о введении
в действие «Зеленой папки»
4 Верховное главное командование вооруженных сил Германии
39

   I. Согласно приказам фюрера, необходимо принять
все меры к немедленному и   возможно   более   полному
использованию   оккупированных   областей   в   интересах
Германии. Все мероприятия, которые могли бы воспре
пятствовать достижению этой цели, должны быть отло
жены или вовсе оставлены.
   II. Использование подлежащих оккупации областей
должно проводиться в первую очередь  в области про
довольственной и нефтяной отраслей  хозяйства.  Полу
чить для Германии как можно больше продовольствия и
нефти — такова главная экономическая цель кампании.
Наряду   с   этим   германской   промышленности   должны
быть предоставлены и другие сырьевые продукты из ок
купированных областей, насколько это технически воз
можно и с учетом сохранения промышленности в этих
областях. Что касается рода и объема промышленного
производства   оккупированных   областей,   которые   над
лежит сохранить, восстановить или организовать вновь,
это следует также определить в самую первую очередь
в соответствии с требованиями, которые ставит исполь
зование сельского хозяйства и нефтяной промышленно
сти для германской военной экономики.
   В этом явно выражаются установки по руководству экономикой в оккупированных областях. Это относится как к главным целям, так и к отдельным задачам, помогающим их достижению. Кроме того, это еще говорит о том, что задачи, не согласующиеся с основной целевой установкой или мешающие выдержать ее, должны быть оставлены, если даже их проведение в определенных случаях и кажется желательным. Совершенно неуместна точка зрения, будто оккупированные области должны быть возможно скорее приведены в порядок, а экономика их — восстановлена. Напротив, отношение к отдельным частям страны должно быть дифференцированным. Развитие хозяйства и поддержание порядка следует проводить только в тех областях, где мы можем добыть значительные резервы сельскохозяйственных продуктов и нефти. А в остальных частях страны, которые не могут прокормить сами себя, т. е. в Средней и Северной России, экономическая деятельность должна ограничиваться использованием обнаруженных запасов.
   Какие из военных предприятий должны быть сохранены или вновь восстановлены, будет решено позднее.
4#

   III. Для отдельных областей работы предусмотрено следующее:
а) Продовольствие и сельское хозяйство.
   1. Первой задачей является возможно более полное
обеспечение снабжения германских войск продовольст
вием за счет оккупированных областей, чтобы таким об
разом облегчить продовольственное положение в Евро
пе и разгрузить транспорт. Всю потребность германской
армии в овсе покрывать за счет областей Средней Рос
сии, которые являются главным поставщиком овса, если
нельзя его доставить из других оккупированных обла
стей. В Южной России вместо овса следует употреблять
ячмень и кукурузу.
   2. При обеспечении продовольствием главное внима
ние следует уделить местному производству масличных
и зерновых культур. Имеющиеся в южных областях из
лишки и запасы зерновых должны быть сохранены всеми
средствами; необходимо следить за правильным  ходом
уборочных работ; решительно препятствовать утечке про
довольствия в потребляющие области Средней и Север-
цой России, если исключения не оговорены особым рас
поряжением или если это не вызывается нуждами снаб
жения армии.
   б) Главным промышленным сырьем является нефть.
Среди мероприятий, не относящихся к продовольствен
ному снабжению, все вопросы, связанные с добычей и вы
возом нефти, должны при всех случаях стоять на пер
вом  месте.  Для  проведения  мероприятий,  касающихся
нефтяных районов, особенно Кавказа, будет организова
но Континентальное нефтянсе акционерное общество.
   Особое место займет вопрос о снабжении сельского хозяйства горючим для тракторов. От этого зависят сбор урожая и осенние сельскохозяйственные работы. До окончания этих работ все перевозки внутри оккупированной области выполняются раньше вывоза продукции в Германию.
   в) Те виды промышленности, которые обеспечивают
в интересах Германии развитие сельского хозяйства и
добычу нефти и сырья, должны быть выдвинуты на пер
вое место и быстро восстановлены.
   О восстановлении предприятий, вырабатывающих товары широкого потребления, в особенности в южных об-ластягх, вопрос будет решен позднее.
41

   г) В  интересах  Германии особое внимание следует
уделить следующим работам по восстановлению транс
порта:
   1. Дорожному строительству в южных областях и на
узловых участках.
   2. Строительству железнодорожных путей, в особен
ности созданию двухколейных путей на важнейших ма
гистралях.
   3. Исправлению каналов и перегрузочных сооруже
ний на внутренних водных путях, в особенности на пу
тях, соединяющих север и юг.
4. Восстановлению портовых сооружений.
   Все необходимые для этой цели указания будут сделаны военными транспортными органами. Все строительные работы должны проводиться согласно этим указаниям, если не последуют военные приказы в этой области. Удовлетворение заявок на рабочую силу не должно идти в ущерб сельскохозяйственным работам. Рабочих следует забирать из городов или из числа промышленных рабочих.
д) Об остальной промышленной продукции:
   1. Использование других отраслей промышленности,
включая также и военную, возможно   лишь   постольку,
поскольку это не будет препятствовать выполнению пред
стоящих главных экономических задач.
   2. В рамках этого использования отраслей промыш
ленности   преимущество  предоставляется   военной   про
мышленности.
   3. В   потребляющих  областях  Северной  и   Средней
России следует учитывать возможность сокращения про
мышленного производства   вследствие  переселения   ра
бочих в сельские местности.
   4. Предприятия,    расположенные   в    производящих
сельскохозяйственных областях,  которые   пока   бездей
ствуют, должны быть сохранены в пригодном к эксплуа
тации состоянии.
   ж) Безработные в промышленных городах, не переселяющиеся в селаг должны быть возможно быстрее, через специально для этой цели создаваемую организацию, использованы для восстановления и улучшения транспорта на важных для немецкой военной экономики путях сообщения или заняты другой подобной деятельностью в интересах Германии.
42

   IV. Для обеспечения экономического успеха в инте
ресах  Германии необходимо привлекать  к сотрудниче
ству в возможно более широком масштабе руководящих
работников хозяйственных комиссариатов, главных управ
лений и других хозяйственных организаций, а также ру
ководителей    сельскохозяйственных    н  . промышленных
предприятий (конечно, не работников с чисто политиче
скими задачами). Их дальнейшая судьба будет решена
позже. Решающим моментом прежде всего является дея
тельность экономического аппарата, служащего немец
ким интересам, при наименьшей затрате немецких сил.
   V. При таких больших размерах подлежащей исполь
зованию территорий,  неуверенности  в  имеющихся  воз
можностях и при отсутствии данных о состоянии эконо
мики  в подлежащих оккупации   областях   невозможно
уже сейчас дать точные директивы по всем отдельным
вопросам. Как поступать в каждом отдельном случае, по
кажет дальнейшее развитие событий и в особенности ход
военных операций. В крайнем случае экономические ор
ганы будут принимать самостоятельное решение с  по
следующим сообщением...
ЦГАОР СССР, ф   7021, оп   148, д.  14, л. 3—11. Перевод с немецкого
№ 7. Приказ начальника штаба верховного главнокомандования германскими вооруженными силами о введении в действие директив «Зеленая папка» '
еор. Берлин 16 июня 1941 г.
   По поручению фюрера рейхсмаршал издал «Директивы по руководству экономикой» в подлежащих оккупации областях.
   Эти директивы («Зеленая папка») служат в качестве инструкции военному руководству и хозяйственным инстанциям в области экономических задач в подлежащих захвату восточных областях. Они содержат указания о снабжении войск из ресурсов страны и дают указания войсковым частям об оказании помощи хозяйственным органам. Эти указания и распоряжения должны выполняться войсковыми частями.
См. документ № 5.
43

   Немедленная и полная эксплуатация оккупированных областей в интересах военной экономики Германии, в особенности в области обеспечения продовольствием и нефтью, имеет исключительное значение для дальней* шего ведения войны.
Для этого требуется:
   1. Чтобы    обнаруженные    запасы    продовольствия,
сырья и горючего использовались только в том случае,
если  этого требуют военная  обстановка  и  выполнение
боевой задачи; чтобы не увозились тягачи с тракторных
станций и не расходовались обнаруженные там запасы
горючего.
   2. Чтобы запасы, поскольку они не используются вой
сками,  охранялись от  хищений  и  бессмысленного  раз
базаривания до момента их вывоза.
   3. Чтобы хозяйственные органы, созданные управле
нием хозяйства и вооружения в районе военных дейст
вий, получали от всех воинских частей и всех военных
учреждений должную действенную поддержку.
   По мере возможности, если это допускается военной обстановкой, выполнять требования хозяйственных ор-Танов в отношении:
   а) предоставления охраны для  больших складов  и
промыслов (нефти и других);
   б) предоставления рабочей силы, упряжек и грузо
вых машин, а если нужно, то и горючего для вывоза уро
жая на большие склады — элеваторы;
   в) предоставления    имеющегося     в     распоряжении
транспорта для вывоза  в  Германию недостающих там
товаров.
   Всем войсковым частям следует настойчиво указывать на огромное значение разумной эксплуатации восточных областей для дальнейшего ведения войны.
   При помощи создания полевых и местных комендатур в наиболее важных сельскохозяйственных и нефтяных районах нужно как можно более широко способствовать в деле использования страны.
Начальник штаба верховного главнокомандования
Кейт ель
ЦГАОР    СССР,    ф     7021,    оп.     148, д. 14, л. 1. Перевод с немецкого
44

№ 8. Из речи рейхслейтера Розенберга ! о политических целях Германии в предстоящей войне против Советского Союза и планах его расчленения
20 июня 1941 г.
   ...Имеются две противостоящие друг другу концепции германской политики на Востоке: традиционная и другая, выразителями которой мы, по моему мнению, должны быть, и в зависимости от решения, утвердительного или отрицательного, в отношении этой концепции будет определяться ход событий на ближайшие столетия.
   Одна точка зрения считает, что Германия вступила в последний бой с большевизмом и этот последний бой в области военной и политической нужно довести до конца; после этого наступит эпоха строительства заново всего русского хозяйства и союз с возрождающейся национальной Россией.
   Этот союз будет означать образование на все будущие времена континентального блока и будет неуязвим.
   Это было бы особенно удачным сочетанием потому, что Россия аграрная, а Германия — индустриальная страна, и поэтому они успешно могут противостоять капиталистическому миру. Это было обычным взглядом многих кругов до сих пор. Мне думается, я уже на протяжении 20 лет не скрываю, что являюсь противником этой идеологии...
   ...Сегодня же мы ищем не «крестового похода» против большевизма только для того, чтобы освободить «бедных русских» на все времена от этого большевизма, а для того, чтобы проводить германскую мировую политику и обезопасить Германскую империю. Мы хотим решить не только временную большевистскую проблему, но также те проблемы, которые выходят за рамки этого временного явления, как первоначальная сущность европейских исторических сил. Сообразно с этим, мы должны сегодня систематически сознавать наше будущее положение. Война с целью образования неделимой России поэтому исключена. Замена Сталина новым царем или
   1 Розенберг Альфред — один из видных гитлеровских главарей и идеологов фашизма, с июля 1941 г. возглавлял имперское министерство по делам оккупированных восточных областей, созданное для осуществления планов порабощения народов СССР (см. документ № 10).
45

выдвижение на этой территории какого-либо другого национального вождя — все это еще более мобилизовало бы все силы против нас. Вместо этой, имеющей, правда, до сих пор распространение идеи единой России выступает совершенно иная концепция восточного вопроса...
   ...Задачи нашей политики, как мне кажется, должны поэтому идти в том направлении, чтобы подхватить в умной и целеустремленной форме стремление к свободе всех этих народов и придать им определенные государственные формы, то есть органически выкроить из огромной территории Советского Союза государственные образования и восстановить их против Москвы, освободив тем самым Германскую империю на будущие века от восточной угрозы.
   Четыре больших блока должны будут оградить нас и одновременно продвинуть далеко на восток сущность Европы:
1. Великая Финляндия.
2. Прибалтика.
3. Украина.
4. Кавказ...
   ...Нет, однако, оснований к тому, чтобы это порабощение могло быть вечным божественным законом. Целью германской восточной политики по отношению к русским является то, чтобы эту первобытную Московию вернуть к старым традициям и повернуть лицом снова на восток. Сибирские пространства огромны и в центральной части плодородны. Многие революционеры, которые были сосланы русским царским правительством в Сибирь, были превосходными людьми. Сибирские полки считались в русском государстве особенно хорошими. Даже если русских оттеснить от тех пространств, которые не принадлежат им, у них останется большее пространство, чем когда-либо было у любого европейского народа.
   Обеспечение продовольствием германского народа в течение этих лет несомненно будет главнейшим германским требованием на Востоке, южные области и Северный Кавказ должны будут послужить компенсацией в деле обеспечения продовольствием германского народа. Мы не берем на себя никакого обязательства по поводу того, чтобы кормить русский народ продуктами из этих областей изобилия. Мы знаем, что это является жестокой необходимостью,   которая   выходит  за   пределы   всяких
46

чувств. Несомненно, что необходимо будет провести очень большую эвакуацию и для русских предстоят очень тяжелые годы. Насколько нами еще должна быть оставлена промышленность (вагоностроительные заводы и т. д.), это будет решено позднее. Для германского государства и его будущего трактовка и проведение этой политики на собственной русской территории представляют собой огромные политические и отнюдь не негативные задачи, какими они, возможно, могут казаться, когда в них будут видеть только жестокую необходимость эвакуации. Поворот русской динамики на восток является задачей, которая требует сильных характеров. Возможно, будущая Россия одобрит когда-нибудь это решение, конечно, не в ближайшие 30 лет, а лет 100 спустя, так как ведущаяся до настоящего времени борьба в течение последних 200 лет разрывала русскую душу... Если русские теперь будут изолированы от Запада, тогда они, возможно, вспомнят о своих первоначальных силах и о том пространстве, к которому они принадлежат. Возможно, по истечении столетий какой-либо историк будет трактовать это решение иначе, чем сегодня это кажется возможным для русского.
   Я покажу вам совсем коротко границы, которые будут занимать эти четыре рейхскомиссариата при условии, если с этим согласится фюрер. При этом приняты во внимание политическая цель, принадлежность к нации и настоящие административные границы Советского Союза, которые нельзя изменить немедленно.
   Рейхскомиссариат Прибалтики будет иметь четыре генеральных комиссариата (из них три будут называться ландесхауптманшафтен), которые в свою очередь буду г соответственно подразделены. Граница проходит западнее Петербурга, южнее Гатчины к озеру Ильмень, затем на юг, 250 километров западнее Москвы, вплоть до границы украинского населения. Граница подвинется далеко на восток, с одной стороны, потому что в этих областях живут остатки древних народностей эстонцев и латышей, и, с другой стороны, это будет разумно, так как мы планируем в Западной Прибалтике провести серьезную германизацию 1 и освежение крови. Здесь будет создана между собственно Эстонией и Россией полоса населения эстонцев и латвийцев, которые трудолюбиво выполняют
1 См. документ № 17.
47

свои обязанности и жизненные интересы которых связаны с Германией, так как любое нападение со стороны России было бы для них гибелью. (Окончательное проведение границ, само собою разумеется, будет предпринято ОКБ в соответствии со стратегическими требованиями.) Непосредственно к этой границе примыкает белорусская как центр сосредоточения всех социально опасных элементов, который будет содержаться подобно заповеднику. Эта область получит со временем право некоторой автономии. В отличие от обозначения Эстонии, Латвии и Литвы как ландесхауптманшафтен Белоруссия будет называться генеральным комиссариатом.
   Этот рейхскомиссариат будет занимать площадь в 550 тыс. кв. км с населением в 19,3 млн. человек.
   Украинские границы охватывают собственно Украину, включая области Курска, Воронежа, Тамбова, Саратова. В течение нескольких лет я поручил изготовлять своему учреждению этнографические карты для всего Востока. Мы приблизительно установили, как проходят этнографические границы. Черноземная область, являющаяся самой плодородной областью России, может совершенно спокойно быть отнесенной к украинскому правительству, однако это не является окончательным решением вопроса.
   Украина будет разделена на 8 генеральных комиссариатов с 24 главными комиссариатами. Она занимает площадь в 1,1 млн. кв. км с населением в 59,5 млн. человек.
   На Кавказе границы тянутся восточнее Волги, затем южнее Ростова. Остальные существовавшие государственные границы по-прежнему проходят вдоль Турции и Ирана.
   Эта область имеет площадь больше 500 тыс. кв. км и 18 млн. жителей. Она будет разделена на 6 генеральных комиссариатов.
   Остальная территория является собственно Россией. Она занимает 2,9 млн. кв. км с населением в 50—60 млн. человек. Области, обозначенные здесь вверху белой краской являются почти ненаселенными. То, что мы должны сделать, чтобы руководить и сохранить эти области, является задачей, которую наше поколение, должно быть, не сможет решить окончательно, это будет задачей столетий...
   ...Фюрер назначил меня 20 апреля этого года своим непосредственным уполномоченным для централизован-
48

ного решения вопросов восточноевропейского пространства. Вместо должности уполномоченного, возможно, будет создано учреждение с определенными правовыми и государственными задачами. Сегодня нельзя определить и перечислить служебные должности, но на сегодня можно считать разрешенными следующие моменты:
   1) Полномочие осуществлять на Востоке правопоря
док предоставлено мне.
   2) Вопрос подчиненности четырех рейхскомиссаров,
которые получают указания только от меня.
   3) Все руководство областью осуществляется рсйхс-
комиссаром.
   Само собой разумеется, это не затрагивает директивных прав рейхсмаршала как уполномоченного по четырехлетнему плану. Имперские комиссары будут, таким образом, носителями суверенитета Германской империи, и наряду с ними четыре военных главнокомандующих, назначенных фюрером. Остальные общие и частные вопросы будут решаться фюрером.
   От меня назначаются представители в ОКВ и ОКХ1, а также в армейские группы для участия в обсуждении предстоящей политической организации. Я прошу вас пожелания других учреждений в отношении затронутых вопросов направлять ко мне...
...Итак, перед нами стоят две гигантские задачи:
   1) Обеспечить продовольственное снабжение и воен
ное хозяйство Германии, это великая задача рейхсмар
шала, и
   2) Навсегда освободить Германию от политического
давления с Востока. Это политическая цель борьбы. Эта
цель  должна  быть  достигнута  умной  политикой,  пра
вильно оценивающей прошлое и настоящее. Проведение
такой политики требует ясности и твердости мысли и дей
ствий.   Каждое  действие  должно   стремиться   служить
обеим  этим  целям.  Добровольное  сотрудничество  всех
тех, кто хочет идти вместе с Германией, явится порукой
легкого достижения  хозяйственных  успехов  для  блага
обеих частей.
   Но мы не предаемся иллюзиям. Это примитивная страна, и наши солдаты встретят там совсем другие условия, чем те, к которым они привыкли в Европе. Они
   1 Главное командование сухопутных войск.
4 Прест\пные цели
   
не найдут ни банков, ни хороших отелей, ни кроватей, но частью взорванные жтилые дома и запущенное жилищное хозяйство. Они должны будут добывать себе буквально все, что необходимо культурным людям. Все люди, которые идут в эту страну, должны учесть, что они служат гигантской задаче и что они приняли на себя годы тяжелейшей колонизаторской работы.
   Само собой разумеется, что законодательством предусмотрено приравнять год работы на Востоке к четырем или пяти годам в империи. Эту тяжелую работу следует поддерживать всеми средствами. Но мы думаем, что раз проведенная эта работа сохранится не на короткое время и что действительно Европа навсегда окажется продвинутой дальше на восток.
   Я хотел бы еще раз выразить всем вам благодарность за поддержку, которая мне была оказана в эти недели.
   Все, которые идут туда, взваливают на себя тяжкую ношу, которую, однако, они могут взять на себя только тогда, если они знают, что верно служат политической идее национал-социализма, окончательному переустройству нашего старого континента. Если все мы будем добросовестно служить этой общей задаче, мы сможем помочь фюреру осуществить великий труд его жизни.
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д.  144, л.   330—352.   Перевод   с   немецкого
№ 9. Приказ Гитлера о передаче всей полноты власти на оккупированной территории командующим войсками вермахта 1
Ставка верховного 25 июня 1941 г.
главнокомандующего
   1) В качестве высших представителей вермахта командующие войсками вермахта на вновь оккупированных восточных территориях имеют всю полноту военной и административной власти.
Командующие войсками вермахта назначаются мной.
   Они подчиняются начальнику главного штаба вооруженных сил Германии и получают от него распоряжения в соответствии с моими директивами.
    1 Вермахт — вооруженные силы Германии. 50
    
   2) В обязанности командующих войсками вермахта
входит  как обеспечение  безопасности  с военной  точки
зрения оккупированной территории, так и защита ее от
внезапного нападения извне.
   Они обязаны оказывать помощь рейхскомиссарам в решении ими административных и политических задач и являются единственными представителями интересов вермахта, особенно в осуществлении таких мероприятий, как использование ресурсов страны для снабжения действующей армии.
   3) В области гражданского управления осуществле
ние требований вермахта возлагается на рейхскомисса-
ров.
   При обстоятельствах, не допускающих промедления, командующие войсками вермахта имеют право вмешиваться в область гражданского управления, если это необходимо для выполнения военных задач.
   Командующие войсками вермахта могут временно предоставлять это право командирам соединений вермахта, расположенных на оккупированной территории.
   Указания учреждений вермахта, основывающиеся на этих полномочиях, осуществлять в первую очередь.
   4) Начальнику главного штаба вооруженных сил Гер
мании в целях проведения и в дополнение настоящего
указа составить служебную инструкцию для командую
щих войсками вермахта.
ЦГАОР    СССР,    ф.    7021,    оп.     148, д.   183,  л.   48.   Перевод   с   немецкого
№ 10. Из протокольной записи совещания Гитлера с руководителями фашистского рейха о целях войны против Советского Союза
Ставка верховного 16 июля 1941 г.
главнокомандующего Секретно
   По распоряжению фюрера сегодня в 15 час. у него имело место совещание с рейхслейтером Розенбергом, рейхсминистром Ламмерсом *, фельдмаршалом Кейтелем, рейхсмаршалом и со мною2.
   1 Ламмерс    Ганс    Генрих — начальник    имперской    канцелярии;
в 1949 г. осужден к 20 годам тюремного заключения, но в 1951 г. вы
пущен из тюрьмы американцами.
2 Речь идет о Бормане.
51

   Совещание началось в 15 час. и длилось приблизительно до 20 час. с перерывом для кофе.
   Во вступительном слове фюрер подчеркнул, что он хочет установить несколько основных положений. В настоящее время необходим ряд мероприятий. Об этом свидетельствует высказывание одной бесстыдной газеты из Виши о том, что война против СССР является войной Европы. Таким образом, война должна якобы вестись в интересах всей Европы. Этим высказыванием газета из Виши, очевидно, хочет добиться того, чтобы пользу из этой войны могли извлечь не только немцы, но и все европейские государства.
   Теперь является важным, чтобы мы не раскрывали своих целеустановок перед всем миром. Это к тому же вовсе не нужно. Главное, чтобы мы сами знали, чего мы хотим. Ни в коем случае не следует осложнять наш путь излишними заявлениями. Подобного рода объяснения являются излишними, ибо мы можем все сделать, поскольку у нас хватит сил, а что лежит за пределами нашей силы, мы все равно сделать не можем.
   Мотивировка перед миром наших действий должна, следовательно, исходить из тактических соображений. Мы должны поступать здесь точно таким же образом, как в случае с Норвегией, Данией, Голландией и Бельгией. И в этих случаях мы ведь ничего не говорили о наших намерениях, и мы впредь также будем умными и не будем этого делать.
   Итак, мы снова будем подчеркивать, что мы были вынуждены занять район, навести в нем порядок и установить безопасность. Мы были вынуждены в интересах населения заботиться о спокойствии, пропитании, путях сообщения и т. п. Отсюда и происходит наше регулирование. Таким образом, не должно быть распознано, что дело касается окончательного регулирования. Все необходимые меры — расстрелы, выселения и т. п. мы, несмотря на это, осуществляем и можем осуществлять.
   Мы, однако, отнюдь не желаем превращать преждевременно кого-либо в своих врагов. Поэтому мы пока будем действовать так, как если бы мы намеревались осуществлять мандат. Но нам самим при этом должно быть совершенно ясно, что мы из этих областей никогда уже не уйдем.
52

Исходя из этого, речь идет о следующем:
   1. Ничего не строить для окончательного урегулирова
ния, но исподтишка подготовить все для этого.
2. Мы подчеркиваем, что мы приносим свободу.
В частности:
   Крым должен быть освобожден от всех чужаков и заселен немцами. Точно так же австрийская Галиция должна стать областью Германской империи.
   В настоящее время наши взаимоотношения с Румынией хороши, но никто не знает, как эти отношения сложатся в будущем. С этим нам нужно считаться, и соответственно этому мы должны устроить свои границы. Не следует ставить себя в зависимость от благожелательства третьих государств. Исходя из этого, мы должны строить наши отношения с Румынией.
   В основном дело сводится к тому, чтобы освоить огромный пирог, с тем чтобы мы, во-первых, овладели им, во-вторых, управляли и, в-третьих, эксплуатировали.
   Русские в настоящее время отдали приказ о партизанской войне в нашем тылу. Эта партизанская война имеет и свои преимущества: она дает нам возможность истреблять все, что восстает против нас.
Самое основное:
   Создание военной державы западнее Урала никогда не должно снова стать на повестку дня, хотя бы нам для этого пришлось воевать сто лет. Все последователи фюрера должны знать: империя лишь тогда будет в безопасности, если западнее Урала не будет существовать чужого войска. Защиту этого пространства от всяких возможных опасностей берет на себя Германия. Железным законом должно быть: «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев!».
   Это особенно важно. Даже если в ближайшее время нам казалось бы более легким привлечь какие-либо чужие, подчиненные народы к вооруженной помощи, это было бы неправильным. Это в один прекрасный день непременно и неизбежно обернулось бы против нас самих. Только немец вправе носить оружие, а не славянин, не чех, не казак и не украинец.
   Ни в коем случае мы не должны проводить «колеблющейся» политики, как это было до 1918 г. в Эльзасе. Англичанин всегда отличается постоянным преследованием одной линии, одной цели.  В этом отношении  мы
   
обязательно должны учиться у англичан; соответственно этому мы не вправе ставить наши отношения в зависимость от отдельных личностей. И тут примером должно служить поведение англичан в Индии по отношению к индийским князьям: солдат всегда должен охранять режим.
   Новоприобретенные восточные районы мы должны превратить в райский сад. Они для нас жизненно важны. Колонии по сравнению с ними играют совершенно подчиненную роль.
   Даже в тех случаях, когда мы отделяем некоторые районы, мы всегда обязаны выступать в роли защитников права и населения. Соответственно этому уже сейчас нужно избрать необходимые формулировки. Мы говорим не о новой области империи, а о необходимой задаче, выдвинутой войной.
   В частности, в Прибалтике район до Двины по согласованию с фельдмаршалом Кейтелем уже сейчас должен быть взят под управление.
   Рейхслейтер Розенберг подчеркивает, что, по его мнению, в каждой области (комиссариате) должно быть разное отношение к населению. На Украине мы должны были бы выступить с обещаниями в области культуры, мы должны были бы пробудить историческое самосознание украинцев, должны были бы открыть университет в Киеве и т. п.
   Рейхсмаршал возражает, указывая на то, что мы в первую очередь должны обеспечить себе пропитание, все остальное могло бы быть гораздо позже.
   (Побочный вопрос: имеется ли вообще еще культурная прослойка на Украине или украинцы, принадлежащие к высшим классам, имеются лишь вне современной России в качестве эмигрантов?)
   Розенберг продолжает: на Украине тоже следует развивать известные стремления к самостоятельности.
   Рейхсмаршал просит фюрера сообщить, какие районы обещаны другим государствам.
   Фюрер отвечает, что Антонеску хочет получить Бессарабию и Одессу с коридором, ведущим от Одессы на запад, северо-запад. На возражения Розенберга и рейхс-^
54

маршала фюрер указывает, что испрашиваемая Антоне-ску граница мало выходит за пределы старой румынской границы. Фюрер подчеркивает, что мадьярам, туркам и словакам не было дано никаких определенных обещаний.
   Фюрер затем ставит на обсуждение вопрос, не следует ли немедленно передать губернаторству староавстрийскую часть Галиции. После обмена мнениями фюрер решает не передавать этой части губернаторству, а только подчинить ее по совместительству рейхсминистру Франку (резиденция во Львове).
   Рейхсмаршал считает правильным присоединить к Восточной Пруссии различные части Прибалтики, например белостокские леса.
   Фюрер подчеркивает, что вся Прибалтика должна стать областью империи.
   Точно так же должен стать областью империи Крым с прилегающими районами (область севернее Крыма). Эти прилегающие районы должны быть как можно больше.
   Розенберг высказывает свои сомнения в части проживающих там украинцев.
   (Попутно: многократно замечалось, что Розенберг слишком много уделяет внимания украинцам. Он хочет также значительно увеличить старую Украину.)
   Фюрер далее подчеркивает, что и волжские колонии должны стать областью империи, точно так же как Бакинская область. Она должна стать немецкой концессией (военной колонией).
   Финны хотят получить Восточную Карелию. Однако ввиду большой добычи никеля Кольский полуостров должен отойти к Германии.
   Со всей осторожностью должно быть подготовлено присоединение Финляндии в качестве союзного государства. На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сровнять Ленинград с землей с тем, чтобы затем отдать его финнам.
   ...Рейхслейтер Розенберг поставил затем вопрос об обеспечении управления.
   Фюрер обращается к рейхсмаршалу и фельдмаршалу, говоря, что он всегда настаивал на том, чтобы полицейские полки получили танки. Для применения полиции в
55

новых восточных областях это чрезвычайно нужно, так как, имея соответствующее количество танков, полиция могла бы многое сделать. Впрочем, подчеркивает фюрер, силы обеспечения безопасности, естественно, весьма малы. Однако рейхсмаршал переместит свои учебные аэродромы в новые области, и, если это будет нужно в случае восстания, даже Ю-52 смогут сбрасывать бомбы. Гигантское пространство, естественно, должно быть как можно скорее замирено. Лучше всего этого можно достигнуть путем расстрела каждого, кто бросит хотя бы косой взгляд.
   Фельдмаршал Кейтель подчеркивает, что надо сделать местное население ответственным за свои собственные дела, так как, естественно, невозможно ставить охрану для каждого сарая, для каждого вокзала. Местные жители должны знать, что будет расстрелян всякий, кто проявляет бездействие, и что они будут привлекаться к ответственности за всякий проступок.
   На вопрос рейхслейтера Розенберга фюрер ответил, что нужно возродить газеты, например, и для Украины, чтобы получить возможность влиять на местное население...
   Рейхслейтер Розенберг просит предоставить ему соответствующее служебное здание. Он просит передать ему здание советского торгпредства на Литценбургерштрассе. Министерство иностранных дел, однако, придерживается мнения, что это здание является экстерриториальным. Фюрер отвечает, что это — чепуха. Рейхсминистру д-ру Ламмерсу дается поручение сообщить министерству иностранных дел, что дом должен быть немедленно передан Розенбергу без дальнейших переговоров...
ЦГАОР СССР, ф   7445, оп   2, д    162, л.   433 -443.   Перевод    с    немецкого
№ 11. Приказ Гитлера   о   гражданском   управлении   во вновь оккупированных восточных областях
Ставка верховного 17 июля 1941 г.
главнокомандующего
   Для восстановления общественного порядка, общественной жизни во вновь захваченных восточных областях и для их поддержания приказываю:
56

§ 1.
   По прекращении военных действий во вновь захваченных восточных областях управление этими областями переходит от военной администрации к гражданским властям. Области, которые в соответствии с этим должны быть переданы гражданским властям, а также момент передачи будут определены мной каждый раз специальным указом.
§2.
   Гражданские власти во вновь оккупированных восточных областях подчинены рейхсминистру по делам оккупированных восточных областей, если эти области не входят в компетенцию администрации пограничных с империей или с генерал-губернаторством территорий.
§з.
   Суверенные права и полномочия военных властей осуществляются во вновь оккупированных восточных областях командующими вооруженных сил в соответствии с моим указом от 25 июня 1941 г.1
   Вопросы компетенции уполномоченного по четырехлетнему плану во вновь оккупированных восточных областях урегулированы особо моим указом от 29 июня 1941 г., а вопросы компетенции рейхсфюрера СС и начальника германской полиции — моим указом от 17 июля 1941 г.2, и нижеизложенные положения к ним не относятся.
§4
   Рейхсминистром по делам оккупированных восточных областей назначается рейхслейтер Альфред Розенберг. Его резиденция находится в Берлине.
§5.
   Подчиненные рейхсминистру по делам оккупированных восточных областей вновь оккупированные области подразделяются на рейхскомиссариаты; они в свою очередь подразделяются на генеральные округа, и эти последние — на  районы.   Несколько  районов   могут   быть
1 См. документ № 9.
2 См. документ № 12.
57

объединены в главные округа. Более подробно эти положения определяет рейхсминистр по делам оккупированных восточных областей.
§6.
   Во главе каждого рейхскомиссармата стоит рейхско-миссар, во главе каждого генерального округа — генеральный комиссар, и во главе каждого района — районный комиссар. В случае образования главного округа во главе его стоит главный комиссар.
   Рейхскомиссары и генеральные комиссары назначаются мной, руководители главных отделов учреждений, подчиненных рейхскомиссарам, а также главные комиссары и районные комиссары — рейхсминистром по делам оккупированных восточных областей.
§7.
   Рейхскомиссары подчиняются рейхсминвстру по делам оккупированных восточных областей и получают указания исключительно от него, если в действие не вступает § 3.
§8.
   К обязанности рейхсминистра по делам оккупированных восточных областей относится определение прав для территорий подчиненных ему вновь оккупированных восточных областей. Он может передать полномочия по определению прав рейхскомиссарам.
§9.
   Рейхскомиссарам подчиняется вся администрация на их территории в вопросах гражданского порядка.
   Обеспечение нормального функционирования предприятий, транспорта и почты вменяется в обязанность ответственным за это высшим имперским властям в соответствии с указаниями начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил на протяжении всего времени, пока проводятся военные операции. На время после окончания военных операций предусмотрены другие регулирующие органы.

   Для согласования мероприятий, осуществляемых рейхсминистром по делам оккупированных восточных областей или рейхскомиссарами на подчиненных им территориях, с более важными вопросами, касающимися ин* тересов государства, рейхсминистр по делам оккупированных восточных областей поддерживает тесный контакт с высшими имперскими властями. При разногласиях во мнении, которые не могут быть устранены путем непосредственных переговоров, следует обращаться ко мне за решением через рейхсминистра и начальника рейхсканцелярии.
§11.
   Положения, необходимые для проведения в жизнь и дополнения настоящего указа, издаются рейхсминистром по делам оккупированных восточных областей по согласованию с рейхсминистром и начальником рейхсканцелярии и начальником штаба верховного главнокомандования вооруженных сил.
Фюрер
А   Гитлер
Начальник штаба
верховного  главнокомандования
Кейтель Рейхсминистр
и начальник рейхсканцелярии д-р Ламмерс
ЦГ4ОР     ССС Р      ф     7021       оп     148,
д    183,   л    45   46    Перевод   с   немец
кого
№ 12. Указ Гитлера о полицейской охране оккупированных восточных областей
Ставка верховного 17 июля 1941 г.
главнокомандующего
Г
   Полицейская охрана вновь оккупированных восточных областей возлагается на рейхсфюрера СС и начальника полиции Германии.
59

II
   После создания в этих областях гражданской администрации рейхсфюрер СС будет облечен правом отдавать рейхскомиссарам распоряжения в пределах указанной в пункте I задачи. В случае, если эти указания будут носить общий характер и иметь принципиальное политическое значение, они должны направляться через рейхсми-нистра оккуйированных восточных областей, поскольку речь не будет идти о предотвращении непосредственно грозящей опасности.
III
   Для осуществления полицейской охраны к каждому рейхскомиссару прикомандировывается старший начальник СС и полиции, непосредственно и лично подчиненный рейхскомиссару. К генеральным комиссарам, главным комиссарам и областным комиссарам прикомандировываются начальники СС и полиции, непосредственно и лично им подчиненные.
Фюрер
Адольф Гитлер
Начальник штаба
верховного главнокомандования
вооруженных сил
Кейтель
Имперский министр
и начальник рейхсканцелярии
Ламмерс
ЦГА   ЛатССР,   ф.   434,   оп. 3,   д.    2, л. 2.  Перевод  с немецкого
№ 13. Распоряжение Геринга о гражданском управления оккупированными восточными областями
гор. Берлин 18 июля 1941 г
   На основании приказа фюрера об управлении вновь оккупированными восточными областями от 17 июля 1941 г.1 управление этими областями переходит от военных служебных инстанций к органам гражданского управления. Это будет иметь место, как только боевые дей-
      1 См. документ № 11, 60
    
ствия во вновь оккупированных восточных областях закончатся и фюрер издаст соответствующее распоряжение. В своем приказе от 17 июля 1941 г. фюрер определил следующее:
   а) управление   Белостокским   округом   переходит   к
обер-президенту Восточной Пруссии;
   б) управление ранее принадлежавшей Польше обла
стью Галиция переходит к генерал-губернатору;
   в) область   бывших   свободных   государств   Литвы,
Латвии и Эстонии, а также территория, населенная бело
русами, в качестве имперского комиссариата Остланда
должны перейти в гражданское управление, подчиненное
имперскому министру по делам оккупированных восточ
ных областей. Область, расположенная западнее Двины,
исключая    Ригу,   но   включая    Якобсштадт,   исключая
Двинск, но включая Друху,  а также область,  находя
щаяся северйее линии Друха — Малетай — Ранмискес —
Вистиция, подлежат немедленной передаче от военных
органов имперскому комиссару по делам Остланда.
   I. Начиная с 25 июля 1941 г. области, перечисленные в пп. «а» и «б», выделяются из подчинения экономическому штабу «Восток». Не позднее 30 июля 1941 г. экономический штаб по делам Востока совместно с обер-президентом Восточной Пруссии и генерал-губернатором должен представить мне свои соображения о персонале, подлежащем передаче. Экономические штабы и другие организации, действующие в перечисленных областях, продолжают существовать вплоть до моего решения по этому вопросу. Они работают в соответствии с указаниями новых гражданских руководителей.
   П. Окончательное урегулирование вопроса о передаче Остланда гражданскому управлению будет иметь место лишь после того, как весь район Остланда может быть охвачен гражданской администрацией. До тех пор в порядке временного, переходного урегулирования положения на вышеуказанной части Остланда я приказываю принять следующие меры:
   1. Начиная с 25 июля 1941 г. эта область выделяется
из области, подчиненной экономическому штабу по де
лам Востока.
   2. По всем вопросам экономического и хозяйственного
характера в этой области экономическая инспекция по
делам Севера, находящаяся в Риге, и подчиненные ей
61

экономические органы выполняют распоряжения имперского комиссара,
   3. До тех пор, пока местопребывание имперского ко
миссара по делам Остланда, который должен находиться
в Риге, еще остается в Каунасе, инспектор по экономиче
ским вопросам Севера будет представлен перед импер
ским комиссаром начальником экономического штаба в
Каунасе.
   4. Инспектор по экономическим вопросам Севера, на
ряду со своими задачами, связанными с деятельностью
имперского комиссара по делам Остланда, осуществляет
также руководство хозяйственной деятельностью в тыло-
BOxM районе армейской группы «Север».
   5. «Указания по руководству экономикой» («Зеленая
папка») {   сохраняют  свою   силу  в  вышеперечисленных
областях впредь до особого распоряжения.
   III. Разведка, добыча и вывоз сырьевых запасов из областей, перешедших в гражданское управление, осуществляются впредь до особого распоряжения ныне существующими для этой цели органами. Они подчиняются экономическому штабу по делам Востока, который распоряжается сырьевыми запасами согласно моим указаниям.
   Уполномоченный по сбору утиля и металлического лома в оккупированных областях — ротмистр Шу отвечает также за сбор утиля и металлического лома во всех оккупированных областях. Его полномочия по-прежнему остаются в силе, несмотря на передачу этих областей в гражданское управление.
ЦГАОР БССР, ф. Р-370, оп. 4, д. 49, л. 11—12. Перевод с немецкого
№ 14. Дополнение Кейтеля к директиве № 33 2 о применении жестоких мер к населению, оказывающему сопротивление оккупационным властям
Ставка верховного 23 июля 1941 г.
главнокомандующего
   После доклада командующего армией фюрер приказал 22 июля сделать следующее дополнение и разъяснение к директиве № 33. (Выдержка со стр. 2 и 3.)
1 См. документ № 6.
      2 Директива  верховного главнокомандования  вооруженных  сил
Германии от 19 июля 1941 г. о «Продолжении военных операций на
Востоке».
62

   «п. 6. Имеющиеся для обеспечения безопасности в покоренных восточных областях войска ввиду обширности этого пространства будут достаточны лишь в том случае, если всякого рода сопротивление будет сломлено не путем юридического наказания виновных, а если оккупационные власти будут внушать тот страх, который единственно способен отбить у населения всякую охоту к сопротивлению.
   Соответствующие командующие вместе с подчиненными им войсковыми частями должны нести ответственность за спокойствие в их районах. Не в употреблении дополнительных охранных частей, а в применении соответствующих драконовских мер командующие должны находить средства для поддержания порядка в своих районах безопасности».
Кейтель
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д.   141, л. 140. Перевод с немецкого
№ 15. Из указа Розенберга о вынесении специальными судами приговоров о смертной казни лицам, не повинующимся оккупационным властям
гор. Берлин 23 августа 1941 г.
   На основе § 8 приказа фюрера об организации управления вновь оккупированными восточными областями от 17 июля 1941 г. приказываю следующее:
   Местное население обязано вести себя в соответствии с немецкими законами и с приказами, изданными для него немецкими властями. Поскольку местные жители не являются немецкими подданными или лицами немецкой национальности, они подлежат следующему особому положению о наказаниях:
§i
   Все лица, осуществляющие акт насилия против немецкой империи или против органов власти, находящихся на территории оккупированных восточных областей,
   все лица, намеренно разрушающие учреждения, принадлежащие   немецким   властям,   объекты,   служащие
63

деятельности немецких властей, или сооружения, служащие общественным интересам,
   все лица, распространяющие враждебные немцам слухи путехМ ведения ненавистнической или подстрекательской пропаганды,
   все лица, подстрекающие к неподчинению указам или постановлениям немецких властей,
   все лица, совершающие акты насилия, направленные против немецких граждан или лиц немецкой национальности в связи с их принадлежностью к немецкому народу.
   все лица, совершающие акты насилия против военнослужащих немецкой армии, немецкой полиции, в том числе ее вспомогательных сил, представителей управления государственной трудовой повинности, работников немецких властей, служебных органов или партийных организаций НСДАП \
   все лица, намеренно совершающие поджоги и тем самым разрушающие общенемецкое имущество или же имущество немецких граждан либо лиц немецкой национальности,
   подлежат смертной казни, а в менее тяжелых случаях заключению в каторжную тюрьму.
§2
   Кроме того, караются смертной казнью, а в менее тяжелых случаях каторжной тюрьмой:
   все лица, договаривающиеся о совершении преступлений, перечисленных в § 1 настоящего указа, либо лица, ведущие переговоры об их совершении,
   все лица, предлагающие свои услуги или соглашающиеся принимать участие в совершении преступлений, перечисленных в § 1 настоящего указа,
   все лица, знавшие о подготовке или о намерении совершить преступления, перечисленные в § 1 настоящего указа, в тот период, когда можно было бы еще отвратить угрозу, и сознательно не сообщившие об этом своевременно соответствующим немецким властям или угрожаемым лицам.
   1 Национал-социалистская немепкая рабочая партия — так официально называлась фашистская партия
64

§3
   Специальные суды правомочны выносить решения по вышеперечисленным делам.
§4
   1) В тех случаях, когда специальный суд оказывается
не в состоянии срочно собраться для принятия решения,
в то время как общественная безопасность и порядок тре
буют немедленного вынесения приговора, соответствую
щий командир полицейского полка или полка СС «Мерт
вая   голова»  либо   руководитель   оперативного   отряда
полиции по охране безопасности могут приказать военно-
полевому суду принять дело к судопроизводству. Это ре
шение может быть вынесено в тех случаях, когда преступ
ник может быть изобличен без большого объема доказа
тельств и свидетельских показаний.
   2) Военно-полевой суд создается в составе председа
теля, который должен  по  меньшей мере  иметь звание
командира   батальона,   либо   начальника   оперативного
отряда полиции по обеспечению безопасности, а также
двух офицеров или сотрудников полиции либо войск СС.
   3) Военно-полевой суд может выносить лишь смерт
ные приговоры, приговоры  о заключении в концентра
ционный лагерь вместо каторжной тюрьмы либо оправда
тельный приговор.
§5
   1) О  заседании  военно-полевого  суда   составляется
краткий протокол, в котором указываются фамилии су
дей, осужденного и свидетелей, на основе показаний ко
торых выносится приговор; кроме того, в нем излагается
состав   преступления,   содержание  приговора,   а  также
день и место вынесения приговора.
   2) Протокол должен  быть  подписан  председателем
военно-полевого суда...
Имперский министр
по делам оккупированных
восточных областей
Розенберг

Преступные цели

ЦГАОР СССР   ф   7021, оп   148, д   183, л   54—56   Перевод  с  немецкого
65

№ 16. Из приказа командующего 6-й армией генерал-фельдмаршала фон Рейхенау о поведении войск на Востоке
Штаб-квартира 6-й армии 10 октября 1941 г.
   В вопросе поведения войск по отношению к большевистской системе имеются еще во многих случаях неясные представления.
   Основной целью похода против еврейско-болыневист-ской системы являются полный разгром государственной мощи и искоренение азиатского влияния на европейскую культуру.
   В связи с этим перед войсками возникают задачи, выходящие за рамки обычных обязанностей воина...
   ...К борьбе с врагом за линией фронта еще недостаточно серьезно относятся. Все еще продолжают брать в плен коварных, жестоких партизан и выродков — женщин; к одетым в полувоенную или гражданскую форму отдельным стрелкам из засад и бродягам относятся все еще как к настоящим солдатам и направляют их в лагеря для военнопленных. Пленные русские офицеры рассказывают с язвительной усмешкой, что агенты Советов свободно ходят по улицам и зачастую питаются из походных немецких кухонь. Подобное поведение войск объясняется только полным легкомыслием. Пора начальствующему составу пробудить в себе понимание борьбы, которая ведется в настоящее время.
   Снабжение питанием из полевых кухонь местных жителей и военнопленных, которые не работают на вермахт, является такой же неправильно понятой гуманностью, как и раздача сигарет и хлеба.
   Все, в чем тыл отказывает себе, терпя большие лишения, руководство с большими трудностями посылает на фронт, солдат не должен раздавать врагу, даже в том случае, если это является трофеями. Они являются необходимой частью нашего снабжения. Отступая, Советы часто поджигали здания. Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для расположения воинских частей. В остальном исчезновение символов бывшего некогда господства большевиков, в том числе и зданий, соответствует задачам войны на уничтожение. Никакие истори-
66

ческие или художественные ценности на Востоке не имеют значения.
   Для сохранения важного в военно-хозяйственном отношении сырья и промышленных объектов руководство дает специальные указания.
   Необходимо полное разоружение населения в тылу сражающихся войск, принимая во внимание протяженность и уязвимость путей подвоза. Насколько это возможно, следует прятать и охранять трофейное оружие и боеприпасы. Если же боевая обстановка не позволяет этого, то оружие и боеприпасы выводить из строя. В случае применения оружия в тылу армии со стороны отдельных партизан, применять в отношении их решительные и жестокие меры. Эти мероприятия распространяются также и на мужское население с целью предотвращения возможных с его стороны покушений. Пассивность многочисленных якобы антисоветски настроенных элементов, занимающих выжидательную позицию, должна уступить ясной решимости активно сотрудничать в борьбе против большевизма.
   Если они не идут на это, то пусть не жалуются на то, что с ними обращаются как с приверженцами советского строя. Страх перед германскими мероприятиями должен быть сильнее угрозы со стороны бродячих большевистских остатков.
   Не вдаваясь в политические рассуждения о будущем, солдат должен выполнить двоякую задачу:
   1. Полное уничтожение большевистской ереси, совет
ского государства и его вооруженной силы.
   2. Беспощадное  искоренение вражеской  хитрости  и
жестокости и тем самым обеспечение безопасности жизни
вооруженных сил Германии в России.
   Только таким путем мы можем выполнить свою историческую миссию по освобождению навсегда германского народа от азиатско-еврейской опасности.
Командующий фон Рейхенау, генерал-фельдмаршал
ЦГАОР СССР, ф. 7021, оп. 148. д. 454, л. 25—25 об. Перевод с немецкого
67

№ 17. Из «Общих основ экономической политики в оккупированных восточных областях»
гор. Берлин 8 ноября 1941 г.
   ...I. В дальнейшем ходе войны высшим законом всякого экономического мероприятия в оккупированных восточных областях являются потребности военной экономики.
   II. "В перспективе оккупированные восточные области
будут экономически использоваться как колонии и коло
ниальными методами. Исключение делается только для
части Остланда, которая, по указанию фюрера, предна
значена для онемечивания, однако и она подпадает под
действие п. I.
   III. Во всей экономической работе главным является
производство продовольствия и добыча сырья.
   При помощи дешевой себестоимости продукции, при сохранении низкого жизненного уровня местного населения ставится цель достичь наиболее высокого выпуска продукции для снабжения рейха и остальных европейских стран. Таким путем наряду с возможно более широким покрытием европейских потребностей в продовольствии и сырье будут одновременно открыты источники прибылей для рейха, которые позволят в течение немногих десятилетий покрыть существенную часть расходов, сделанных для финансирования войны, щадя при этом как можно более немецких налогоплательщиков.
   IV. Об обрабатывающей промышленности в оккупиро
ванных восточных областях может идти речь лишь по
стольку, поскольку это настоятельно необходимо:
   а) чтобы уменьшить объем транспортных перевозок
(т. е. основная переработка, вплоть до стали и алюминия
в болванках);
   б) чтобы покрыть острую потребность страны в ре
монтных работах;
   в) чтобы использовать во время войны производствен
ные мощности для сектора вооружений.
   В каком объеме, учитывая перегрузку европейских производственных мощностей во время войны, должно планироваться восстановление производства грузовых автомашин и тракторов, еще следует решить.
   V. Сколько-нибудь заслуживающая упоминания лег
кая  промышленность  и  промышленность  широкого  ло-
70

No comments:

Post a Comment