Sunday, June 22, 2014

3 Преступные цели преступные средства


требления не должна существовать в оккупированных восточных областях. Наоборот, задача европейской, в особенности немецкой, промышленности заключается в том, чтобы перерабатывать выпускаемое в оккупированных восточных областях, используемых в экономическом отношении как колонии, сырье и полуфабрикаты и покрывать насущные потребности восточных областей в промышленных товарах широкого потребления и в средствах производства. Чем больше мы будем поставлять в Россию продуктов повседневного обихода, тем больше мы сможем извлечь из нее сырья, чтобы тем больше была разница между стоимостями этого обмена, и тем быстрее мы выплатим свои военные долги.
   VI. Об обеспечении населения ценными продуктами
потребления не может быть и речи. Наоборот, все тенден
ции повышения общего жизненного уровня должны зара
нее подавляться самыми жестокими средствами. Виды и
количество поставляемых в  оккупированные восточные
области товаров широкого потребления и средств произ
водства должны быть согласованы с экономическими ин
станциями при рейхскомиссаре.
   Остланд также, в первое время, должен снабжаться в самом скромном объеме. Поставленная на длительный срок задача онемечивания Остланда не должна привести к общему повышению жизненного уровня всех проживающих там народностей. Только находящиеся в Ост-ланде или переселившиеся туда немцы, а также онемеченные элементы могут быть обеспечены лучше.
   VII. Уровень зарплаты и цен в России нужно держать
на самой низкой ступени.  Всякие нарушения  политики
зарплаты и цен, направленной исключительно на службу
интересам рейха, будут беспощадно пресекаться.
   Для Остланда также действует основной принцип, что излишки, в особенности из сельскохозяйственного сектора, должны стекаться в рейх по самым низким, какие возможно, ценам.
Нагель
ЦГАОР СССР, ф   7445. оп   2, л    168, л    10—12.   Перевод  с  немецкого
71

№ 18. Из замечаний и предложений Ветцеля ' по генеральному плану «Ост»
гор. Берлин 27 апреля 1942 г.
Совершенно   секретно, государственной   важности
   Еще в ноябре 1941 г. мне стало известно, что главное управление имперской безопасности работает над генеральным планом «Ост». Ответственный сотрудник главного управления имперской безопасности штандартенфюрер Элих назвал мне уже тогда предусмотренную в плане цифру в 31 млн. человек ненемецкого происхождения, подлежащих переселению. Этим делом ведает главное управление имперской безопасности, которое сейчас занимает ведущее место среди органов, подведомственных рейхсфюреру войск СС. При этом главное управление имперской безопасности, по мнению всех управлений, подчиненных рейхсфюреру войск СС, будет выполнять также функции имперского комиссариата по делам укрепления немецкой расы.
       ОБЩИЕ  ЗАМЕЧАНИЯ ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ «ОСТ»
   По своей конечной цели, а именно запланированному онемечиванию рассматриваемых территорий на Востоке, план следует одобрить. Однако огромные трудности, которые, несомненно, возникнут при осуществлении этого плана и могут даже вызвать сомнения в его осуществимости, выглядят в плане сравнительно небольшими. Прежде всего бросается в глаза, что из плана выпали Ингерманландия2, Приднепровье, Таврия и Крым3 как территории для колонизации. Это, очевидно, объясняется
   1 Э. Ветцель, начальник отдела колонизации 1-го главного поли
тического управления   министерства   по   делам   оккупированных во
сточных областей.
      2 Под Ингерманландией гитлеровцы подразумевали территорию
Новгородской, Псковской и Ленинградской областей.
      3 Еще в июле 1941 г. Гитлер отдал распоряжение выселить всех
жителей из Крыма и превратить его в «немецкую Ривьеру». Двумя
месяцами позже Розенберг издал соответствующую директиву.
    Генеральный комиссар Крыма Фрауэнфельд разработал проект переселения в Крым населения Южного Тироля, вызвавший одобрение у Гитлера и Гиммлера.
72

тем, что в дальнейшем в план будут дополнительно включены новые объекты колонизации, о которых еще будет идти речь в конце.
   В настоящее время уже можно более или менее определенно установить в качестве восточной границы колонизации (в ее северной и средней части) линию, проходя--щую от Ладожского озера к Валдайской возвышенности и далее до Брянска. Будут ли внесены эти изменения в план со стороны командования войск СС, я не берусь судить.
   Во всяком случае, надо предусмотреть, что количество людей, подлежащих согласно плану переселению, дол-* жно быть еще более увеличено.
   Из плана можно понять, что речь идет не о про^ грамме, подлежащей немедленному выполнению, а что, напротив, заселение этого пространства немцами должно проходить в течение примерно 30 лет после окончания войны. Согласно плану на данной территории должны остаться 14 млн. местных жителей. Однако утратят ли они свои национальные черты и подвергнутся ли в течение предусмотренных 30 лет онемечиванию — более чем сомнительно, так как, опять-таки согласно рассматриваемому плану, число немецких переселенцев очень незначительно. Очевидно, в плане не учитывается стремление государственного комиссара по делам укрепления немецкой расы (ведомства Грейфельта) поселить лиц, пригодных для онемечивания, в пределах собственно Герман-ской империи...
   Коренным вопросом всего плана колонизации Востока является вопрос: удастся ли нам снова пробудить в немецком народе стремление к переселению на Восток. Насколько я могу судить по своему опыту, такое стремление в большинстве случаев несомненно имеется. Нельзя, однако, также упускать из виду, что, с другой стороны, значительная часть населения, особенно из западной части империи, резко отвергает переселение на Восток, даже в Вартскую область, в район Данцига и в Западную Пруссию...
   Генеральный план «Ост» предусматривает, что после окончания войны число переселенцев для немедленной колонизации восточных территорий должно составлять... 4550 тыс. человек. Это число не кажется мне слишком большим, учитывая период колонизации равный 30 годам.
73

Вполне возможно, что оно могло бы быть и больше. Ведь надо иметь в виду, что эти 4550 тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг, Западная Пруссия, Вартская область, Верхняя Силезия, генерал-губернаторство, Юго-Восточная Пруссия, Бело-стокская область, Прибалтика, Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины... Если принять во внимание благоприятное увеличение населения за счет повышения рождаемости, а также в известной степени прилив переселенцев из других стран, населенных германскими народами, то можно рассчитывать на 8 млн. немцев для колонизации этих территорий за период примерно в 30 лет. Однако этим не достигается предусмотренная планом цифра в 10 млн. немцев.
   На эти 8 млн. немцев приходится по плану 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения, из которых 31 млн. должен быть выселен с этих территорий.
   Если мы проанализируем предварительно намеченную цифру в 45 млн. жителей ненемецкого происхождения, то окажется, что местное население рассматриваемых территорий само по себе будет превышать количество переселенцев. На территории бывшей Польши насчитывается предположительно около 36 млн. человек1. Из них надо исключить примерно 1 млн. местных немцев (Volksdeut-sche). Тогда останется 35 млн. человек. Прибалтийские страны насчитывают 5,5 млн. человек. Очевидно, в генеральном плане «Ост» учитывается также бывшие советские Житомирская, Каменец-Подольская и частично Винницкая области в качестве территорий для колонизации. Население Житомирской и Каменец-Подольской областей насчитывает примерно 3,6 млн. человек, а Винницкой — около 2 млн. человек, так как значительная ее часть входит в сферу интересов Румынии. Следовательно, общее количество проживающего здесь населения составляет примерно 5,5—5,6 млн. человек. Таким образом, общее количество населения рассматриваемых областей составляет 51 млн. Количество людей, подлежащих согласна плану выселению, должно быть в действительности гораздо выше, чем предусмотрено. Только если учесть, что примерно 5—6 млн. евреев, проживающих на этой терри-
   1 Сюда, очевидно, включено и население Западной Белоруссии и Западной Украины.
74

тории, будут ликвидированы еще до проведения выселе-«ия, можно согласиться с упомянутой в плане цифрой в 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения. Однако из плана видно, что в упомянутые 45 млн. человек включены и евреи. Из этого, следовательно, вытекает, что план исходит из явно неверного подсчета численности населения.
   Кроме того, как мне кажется, в плане не учитывается, что местное население ненемецкого происхождения будет за период в 30 лет очень быстро размножаться... Учитывая все это, нужно исходить из того, что количество жителей ненемецкого происхождения на этих территориях значительно превысит 51 млн. человек. Оно составит 60— 65 млн. человек.
   Отсюда напрашивается вывод, что количество людей, которые должны либо остаться на указанных территориях, либо быть выселены, значительно выше, чем предусмотрено в плане. В соответствии с этим при выполнении плана возникнет еще больше трудностей. Если учитывать, что на рассматриваемых территориях останется 14 млн. местных жителей, как предусматривает план, то нужно выселить 46—51 млн. человек. Количество подлежащих переселению жителей, установленное планом в 31 млн. человек, нельзя признать правильным.
Дальнейшие замечания по плану:
   План предусматривает переселение нежелательных в расовом отношении местных жителей в Западную Сибирь. При этом приводятся процентные цифры для отдельных народов, и тем самым решается судьба этих народов, хотя до сих пор нет точных данных об их расовом составе. Далее, ко всем народам установлен одинаковый подход, без учета того, предусматривается ли вообще и в какой мере онемечивание соответствующих народов, касается ли это дружественно или враждебно настроенных к немцам народов...
К ВОПРОСУ О БУДУЩЕМ ОБРАЩЕНИИ С  РУССКИМ  НАСЕЛЕНИЕМ
   Необходимо коснуться еще одного вопроса, который совсем не упоминается в генеральном плане «Осг», но имеет большое значение для решения вообше всей восточной   проблемы,   а   именно,   каким   образом   можно

сохранить и можно ли вообще сохранить на длительное время немецкое господство перед лицом огромной биологической силы русского народа. Поэтому надо кратко рассмотреть вопрос об отношении к русским, о чем почти ничего не сказано в генеральном плане. Теперь можно с уверенностью сказать, что наши прежние антропологические сведения о русских, не говоря уже о том, что они были весьма неполными и устаревшими, в значительной степени неверны. Это уже отмечали осенью 1941 г. представители управления расовой политики и известные немецкие ученые. Эта точка зрения еще раз была подтверждена профессором доктором Абелем, бывшим 1-м ассистентом профессора Е. Фишера, который зимой этого года по поручению верховного главнокомандования вооруженных сил проводил подробные антропологические исследования русских...
   Абель видел только следующие возможности решения проблемы: или полное уничтожение русского народа, или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы. Эти очень серьезные положения Абеля заслуживают большого внимания. Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их. Только если эта проблема будет рассматриваться с биологической, в особенности с расово-биологи-ческой, точки зрения и если в соответствии с этим будет проводиться немецкая политика в восточных районах, появится возможность устранить опасность, которую представляет для нас русский народ.
   Предложенный Абелем путь ликвидации русских как народа, не говоря уже о том, что его осуществление едва ли было бы возможно, не подходит для нас также по политическим и экономическим соображениям. В таком случае нужно идти различными путями, чтобы решить русскую проблему. Эти пути вкратце заключаются в следующем:
   а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие...
76

   Пока можно оставить открытым вопрос о том, следует ли учредить имперский комиссариат на Урале или здесь надо создать отдельные районные управления для проживающего на этой территории нерусского населения без специального местного центрального органа управления. Однако решающее значение здесь имеет то, чтобы эти районы административно не подчинялись немецким верховным властям, которые будут созданы в русских центральных областях. Народам, населяющим эти районы, нужно внушить, чтобы они ни при каких обстоятельствах не ориентировались на Москву, даже в том случае, если в Москве будет сидеть немецкий имперский комиссар...
   Как на Урале, так и на Кавказе существует много различных народностей и языков. Будет невозможно, а политически, пожалуй, и неправильно делать основным языком на Урале татарский или мордовский, а на Кавказе, скажем, грузинский язык. Это могло бы вызвать раздражение у других народов этих областей. Поэтому стоит подумать о введении немецкого языка в качестве языка, связывающего все эти народы... Тем самым немецкое влияние на Востоке значительно увеличилось бы... Следует также подумать об отделении Северной России в административном отношении от территорий, находящихся под управлением имперского комиссариата по делам России...
   Нет сомнения в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей является одним из средств борьбы с усилением русского народа.
   б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «а», является ослабление русского народа в расовом отношении. Онемечивание всех русских для нас невозможно и нежелательно с расовой точки зрения. Что, однако, можно и нужно сделать, так это отделить имеющиеся в русском народе нордические группы населения и произвести их постепенное онемечивание...
   Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая
77

история этих областей, в руководстве. Если германскому руководству удастся не допустить сближения с русским населением и предотвратить влияние немецкой крови на русский народ через внебрачные связи, то вполне возможно сохранение германского господства в этом районе при условии, если мы сможем преодолеть такую биологическую опасность, как чудовищная способность этих примитивных людей к размножению.
   в) Есть много путей для подрыва биологической силы народа...
   Целью немецкой политики по отношению к населению на русской* территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы. Для того чтобы избежать в восточных областях нежелательного для нас увеличения численности населения, настоятельно необходимо избегать на Востоке всех мер, которые мы применяли для увеличения рождаемости в империи. В этих областях мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т. п., мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей...
   Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе. Этой цели мы можем добиться вышеуказанными путями...
   Рассмотренные выше проблемы огромны но своим масштабам. Но было бы очень опасно отказаться от решения их, объявив их неосуществимыми или фантастическими. Будущая немецкая политика по отношению к Востоку покажет, действительно ли мы преисполнены воли обеспечить прочную основу длительного существования третьего рейха. Если третий рейх должен существовать тысячи лет, то наши планы должны быть разработаны на целые поколения. А это означает, что расово-биологиче-
78

екая идея должна иметь решающее значение в будущей немецкой политике. Только тогда мы сможем обеспечить будущее нашего народа.
Д-р Ветцель
Przeglad   Zachodni,   1958,   №   2,   стр. 347—369,   «Военно-исторический  журнал», 1960, № 1, стр   89—98   Перевод с немецкого
№ 19. Из передовой статьи газеты «Дас шварце кор» ' «Германизировать ли!»
гор. Берлин 20 августа 1942 г.
   В номере журнала «Дейче арбейт» («Немецкий труд»), посвященном задачам колонизации Востока, опубликовано следующее предисловие рейхсфюрера войск СС:
   «Наша задача заключается в том, чтобы германизировать Восток не в прежнем смысле этого слова, т. е. не в том, чтобы побудить живущих там людей усвоить немецкий язык и немецкие законы, а в том, чтобы населить Восток людьми с подлинно немецкой, германской кровью».
   Отказ от всех тенденций к германизации отнюдь не нов. Он по меньшей мере того же возраста, что и национал-социализм. В устах рейхсфюрера войск СС как реихскомиссара по укреплению немецкой национальности этот отказ становится приказом. Именно в этом заключается смысл вышеприведенных слов.
МЕЧ И ПЛУГ
   Здесь выражается не точка зрения, наряду с которой могут быть признаны законными и другие взгляды; здесь излагается лишь одна-единственная программа человеком, который претворяет в действие волю фюрера.
   Воля фюрера нашла свое выражение еще в его книге «Мейн кампф» («Моя борьба»). С постоянным восхищением мы читаем в ней, как этот в то время еще одинокий, понятый лишь немногими ефрейтор эпохи первой мировой
   1 Газета «Дас шварце кор» — орган имперского руководства войск СС, охранных отрядов национал-социалистской партии Германии.
79

войны сумел пророчески проникнуть в решающую проблему германской судьбы. Так, в одном месте своей книги он говорит об «усиленной работе немецкого плуга, которому меч должен предоставить землю».
   Эту мысль претворил в действие в наши дни немецкий меч, поскольку неспособный к государственному мышлению большевистский колосс намеревался жить на развалинах Европы. Эта мысль нашла свое завершение в нижеприводимом месте из «Политического завещания немецкой нации», написанного невидимыми буквами на всех наших победных знаменах:
   «Империя не может считать себя обеспеченной до тех пор, пока она не даст на столетия вперед каждому отпрыску нашего народа свой собственный кусок земли! Нельзя забывать, что самым священным правом нашего мира является право на землю, ту самую землю, которую люди хотят возделывать сами, а самой священной жертвой является кровь, которую проливают за эту землю!»
   Следовательно, победа на Востоке является лишь предпосылкой для обеспечения нашего будущего; это обеспечение само по себе осуществится лишь тогда, когда земля, приобретенная в результате священной кровавой жертвы, в той мере, в какой она вообще пригодна для колонизации, станет немецкой, немецкой по людям, которые живут на ней и возделывают ее, немецкой в результате «усиленной работы немецкого плуга»...
НЕМЕЦКАЯ  СУДЬБА
   Народное государство1 Адольфа Гитлера считает своей задачей сохранение, развитие и стимулирование народности, что ему поручено самой судьбой. Будущее немецкого народа может быть обеспечено лишь великодержавным положением империи, а также тем, что он «на столетия вперед сумеет предоставить каждому отпрыску нашего народа свой собственный кусок земли». Вот почему вновь завоеванное пространство должно быть заполнено немецкой кровью и немецкой жизнью, но отнюдь не онемеченными людьми.
    1 Нацистская пропаганда выдавала фашистское государство за «народное» государство. Этим демагогическим приемом преследовалась цель — прикрыть классовый характер фашистской диктатуры, как террористической диктатуры крупного финансового капитала.
80

   Германизация в прежнем смысле этого слова повлекла бы за собой гибель нашего народа, каким мы его знаем ныне. Любая примесь чужой или даже отдаленно родственной крови принесла бы вред и тем и другим...
Музей    революции    ЛатвССР,    инв. №   19145.   Перевод  с  немецкого
№ 20. Из дневника военнослужащего 2-й роты 1-го егерского батальона Густава Адольфа Гильдебрандта
                                          1943 г. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ »
   1. Во-первых, эту войну надо выиграть с наименьшими
человеческими потерями (малой кровью).
   2. Две державы в этой войне, безусловно и безогово
рочно, должны капитулировать: Англия и Россия.
   3. Россия вплоть до Волги должна быть поделена на
немецкие комиссариаты.
   4. На территории от Волги до Урала должно быть осно
вано государство, стоящее в таких же отношениях к нам,
как, например, Манчжоу-Го к Японии.
   5. Границы рейха должны быть закрыты для поселе
ния, население расселяется в окружных комиссариатах.
   6. Радикально и неуклонно должно проводиться высе
ление местных жителей.
   7. Генерал-губернаторство должно точно так же рас
сматриваться, как комиссариат, и притом как первый.
   8. Протекторат должен быть колонизован раньше, чем
генерал-губернаторство, и совершенно очищен от чехов.
   9. Юго-восток Европы должен быть всегда и полно
стью в наших руках. Важнейшие стратегические пункты
должны быть в нашей власти. На первое время мы можем
взять на себя защиту интересов Италии, впоследствии
этого будет недостаточно.
   10. Север Европы должен быть тесно связан с рейхом,
и северяне должны помогать нам людьми, как братья по
крови. Предоставить им для колонизации некоторые ко
миссариаты.
   1 Является ли Гильдебрандт сам автором этого документа или переписал его в свой дневник из какого-либо другого источника, установить пока еще не удалось.
6 Преступные цели °*

   11. То же самое относится к фламандской части Ни
дерландов.
   12. Францию нужно расово очистить и подчинить на
шему военному руководству. Побережье является импер
скими владениями.
   13. Канал принадлежит немцам. Англия — ленное вла
дение. Руководство внутренней политикой осуществляет
ся Германией. Внешняя политика — под нашим верхов
ным контролем.
   14. Мы должны обеспечить себе некоторые гавани в
Средиземном море, чтобы создать хорошие пути сообще
ния в наши колониальные владения.
   15. В Африке должно быть основано колониальное
государство с защитной зоной и жизненными условиями,
пригодными для европейцев. Например, Кап-Каир, Того,
Камерун, Немецкая юго-западная Африка, Бельгийское
Конго и, может быть, еще португальские колонии.
   16. В отношении США. Добиться возвращения немцев
в империю или основать немецкую колонию.
   17. Индия остается английской, так же как и Нидер
ландская Индия.
   18. Италия должна быть с течением времени погло
щена (ассимилирована) и лишена самостоятельности.

   19. Надо неуклонно стремиться к выполнению этой
программы, но нельзя хотеть разом ее осуществить.
20. Попеременно
концентрация экспансия, причем концентрация важнее всего.
ИМЛ.  Документы и  материалы Отдела истории Великой Отечественной войны, инв. № 5895, л.  1- 2

1

II
МАССОВОЕ
УНИЧТОЖЕНИЕ
СОВЕТСКОГО
НАСЕЛЕНИЯ
№ 21—69

№ 21. Объявление главнокомандующего германскими войсками о мерах наказания за нарушение населением приказов оккупационных властей 1
[1941 г ]
   1. Запрещается:  хождение  гражданского  населения
вне   пределов   своего   места   жительства   без   особого
письменного разрешения (пропуска), выданного ближай
шей германской воинской частью.
   2. Запрещается: гражданскому населению находиться
вне дома по наступлении темноты без особого письмен
ного разрешения (пропуска), выданного ближайшей гер
манской воинской частью. Назначенные запретные часы
опубликовываются старостами. Проход в бомбоубежище
во время воздушной тревоги разрешается и в запретные
часы.
   3. В населенных пунктах, где не расположены герман
ские воинские части, пропуска должны быть затребованы
старостой в ближайшей германской воинской части.
   4. Население обязано заботиться о тщательной маски
ровке света в своих домах.
   5. Все местные жители населенных пунктов обязаны
зарегистрироваться.   Регистрационные   списки   должны
быть  предъявлены  местному  коменданту  или  органам,
назначенным для контроля.
   6. Запрещается принимать на жительство к себе лиц,
не принадлежащих к числу местного населения.
   7. Население обязано немедленно сообщать старосте
о находящихся в деревне чужих лицах. В случае появле
ния подозрительных лиц, при чинимых чужими лицами
вымогательствах  и  насилиях  население также обязано
   1 Подобные   объявления    расклеивались    немеико-фашисккими захватчиками   во  всех  оккупированных  районах  Советскою  С
   
немедленно сообщать об этом в ближайшую германскую воинскую часть.
   8. За спрятанное оружие, отдельные части оружия,
патроны  и   прочие   боеприпасы,   за   всякое   содействие
большевикам и бандитам и за причиненный германским
вооруженным силам  ущерб  виновные  будут  наказаны
смертной казнью.
   9. Запрещается: для всего гражданского населения,
за исключением лиц, состоящих на службе при герман
ской армии, и железнодорожников, подходить к железно
дорожному полотну на расстояние ближе 100 м с обеих
сторон железной дороги, а также движение по проезжим
дорогам и обработка полей в пределах этой же запретной
зоны. Переходить или переезжать железнодорожное по
лотно разрешается только по специально разрешенным
переездам.
   По всем лицам, действующим наперекор этому приказу, часовым приказано стрелять без предупреждения.
Главнокомандующий германскими войсками.
ЦГАОР    СССР,    ф     7021,    оп.    148, д   273, л   20
№ 22. Донесение тильзитского отдела гестапо в главное управление имперской безопасности о расстрелах жителей городов Гарсдена, Кретинга и Паланги
гор. Тильзит 1 июля 1941 г.
   Во взаимодействии с участком СД в Тильзите были проведены три крупных операции по очистке территории, а именно было расстреляно:
24 июня 1941 г. в Гарсдене .   .   .    201 человек (в том
числе одна женщина)
25 июня 1941 г в Кретинге ...    214 человек (в том
                                    числе одна женщина)
27 июня 1941 г. в Паланге   ,   .   . 111 человек
   В Гарсдене еврейское население поддержало русскую пограничную заставу при отражении немецкого нападения.
86

   В Кретинге на следующую ночь после его оккупации местными жителями убиты из-за угла один офицер и два квартирмейстера.
   В Паланге на следующий день после оккупации коварно убит местными жителями один офицер.
   Во всех трех крупных операциях ликвидированы преимущественно евреи. Среди них были также деятели большевистской партии и партизаны, которые в качестве таковых были частично переданы вермахтом полиции безопасности.
   На следующий день после операции 25 июня 1941 г. Кретинг был сожжен, вероятно, оставшимися там евреями. Подробности выяснить не удалось. От новой операции пока воздерживались, так как в Кретинге остались только еврейские же'нщины и дети, которые до настоящего времени находились под стражей литовской службы порядка. С 27 июня 1941 г. охрану взяло на себя недавно прибывшее в Кретинг подразделение войск.
   Для проведения расстрела полицайдиректор Мемеля выделил одного офицера и команду в 30 человек.
   В Кретинге и Паланге местными комендантами были выделены дополнительно команды численностью соответственно в 20 и 22 человека.
   С немецким вермахтом в Кретинге и Паланге сотрудничали местные коменданты, которые добровольно оказывали помощь в осуществлении запланированных операций.
   Проведение операций было подробно обсуждено 24 июня с бригаденфюрером СС Штальэкером, который заявил о своем принципиальном согласии с операциями по очистке территории вблизи немецкой границы. 25 июня 1941 г. был установлен контакт с начальником ейнзатц-команды 1а штурмбанфюрером СС Зандбергером, с которым было согласовано, что все необходимые предстоящие операции вдоль бывшей советской границы в полосе шириной в 25 км должны осуществляться в прежних формах.
   Для поддержания спокойствия и порядка в Кретинге был привлечен бывший начальник литовской государственной полиции безопасности Пранас Якис, родившийся 30 июля 1900 г. в Лидавенеие, который был агентом участка СД в Тильзите. Пограничный полицейский
87

комиссариат  в Мемеле окажет  ему необходимую   поддержку.
   В Паланге была установлена связь с теперешним вновь назначенным бургомистром, который поддерживает необходимые связи с полицией безопасности через отделение участка СД Тильзита в Мемеле.
   Арестованный в Кретинге советский шпион Болеслав Усзпалиес1, родившийся 24 января 1892 г. в Плателле, в последнее время проживавший в Кретинге, отправлен в Тильзит для обстоятельного допроса о его связях в Германии.
   Предполагается, что бежавшая еврейская активистка Либе Хайя Беньяминавичиуте 1920 г. рождения (фотография прилагается) убила одного офицера.
   Дальнейшие карательные операции осуществлялись в Августово служащими пограничного полицейского комиссариата Сувалок. В частности, там конфискован дом отдыха для детей. Находившимся там случайно рейхсфю-реру СС и группенфюреру было доложено о проводимых государственной полицией Тильзита мероприятиях, которые и были ими полностью одобрены. Группенфюрер приказал, чтобы впредь до дальнейших распоряжений конфискованное здание было непременно сохранено для рейхсфюрера СС. Охрану обеспечивает пограничный полицейский комиссариат Сувалок.
   Следует еще заметить, что регирунгспрезидент намерен учредить в округе Гумбинен вдоль бывшей советской границы охранные патрули в целях полицейского обслуживания. Кроме того, были выработаны предложения по приемке различных советских пограничных районов и включению их в округ Гумбинен. Эти предложения будут в ближайшее время доложены оберпрезиденту и гаулейтер) в Кенигсберге.
Подпись
ИМЛ. Документы и  материалы Отдела истории Великой Отечественной войны,  инв.  №   19246,  л.   1—4   Перевод с немецкого
   1 Немецкие- оккупационные власти, арестовывая советских мирных граждан, обвиняли их или в шпионаже или в связях с партизанами.
88

№ 23. Приказ Кейтеля о беспощадном подавлении освободительного движения в оккупированных странах и расстрелах заложников
Ставка верховного 16 сентября 1941 г.
главнокомандующего Секретно
   1) С самого начала военной кампании против Совет
ской России во всех оккупированных Германией обла
стях возникло коммунистическое повстанческое  движе
ние. Это движение носит различный характер, начиная
с  пропагандистских  выступлений  и  покушений   на   от
дельных   военнослужащих   немецкой   армии   и   кончая
открытыми   мятежами   и   организованной   партизанской
войной.
   Установлено, что речь идет в данном случае о массовом движении, направляемом в централизованном порядке из Москвы. За счет этого руководства следует отнести даже самые незначительные на первый взгляд случаи, происходящие в районах, где до сих пор царило спокойствие.
   Перед лицом весьма значительных политических и экономических конфликтов, имеющих место в оккупированных областях, следует считаться с тем, что националистические и другие круги используют эту возможность для того, чтобы совместно с коммунистическими мятежниками создавать трудности для немецких оккупационных властей.
   Таким образом, во все возрастающей степени создается опасность для немецкого военного руководства, которая проявляется прежде всего в обстановке всеобщего беспокойства для оккупационных войск, а также ведет к отвлечению сил, необходимых для подавления главных очагов мятежа.
   2) Использовавшиеся до сих пор средства для подав
ления коммунистического повстанческого движения ока
зались недостаточными.
   Фюрер приказал применять повсюду самые решительные меры для того, чтобы в кратчайшие сроки подавить это движение.
   Порядок и спокойствие могут быть восстановлены л-ишь таким путем, который всегда оказывался успешным в истории расширения господства великих народов.
W

   3) Исходя из вышесказанного, необходимо действовать в соответствии с нижеизложенными основными принципами:
   а) Во всех случаях восстаний против немецких окку
пационных властей, независимо от обстоятельств в том
или ином случае, необходимо исходить из того, что речь
идет о возмущениях коммунистического происхождения.
   б) Для того чтобы в зародыше задушить недоволь
ство,  необходимо   при   первых  же  случаях  незамедли
тельно принимать самые решительные меры для  того,
чтобы укрепить авторитет оккупационных властей и пре
дотвратить дальнейшее распространение движения. При
этом следует иметь в виду, что человеческая жизнь в
соответствующих   странах   в   большинстве   случаев   не
имеет никакой цены и что устрашающего действия можно
добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер.
Искуплением за жизнь каждого немецкого солдата в та
ких случаях должна служить в общем и целом смертная
казнь 50—100 коммунистов. Способы этих казней дол
жны   еще  увеличивать  степень   устрашающего  воздей
ствия.
   Всякая другая линия поведения, и прежде всего связанная с относительно мягкими карами, а также ограничивающаяся лишь угрозами применения более суровых мер, не соответствовала бы этим основным правилам и поэтому не подлежит осуществлению.
   в) Политические отношения между Германией и со
ответствующей страной не могут служить показателями
для поведения и позиции немецких оккупационных вла
стей.
   Следует постоянно помнить и всячески подчеркивать в пропагандистских мероприятиях, что самые решительные меры освободят также местное население от коммунистических преступников и поэтому принесут ему пользу.
   Подобная искусная пропаганда должна привести к тому, что даже самые крайние меры, направленные против коммунистов, не повлекут за собой отрицательной реакции среди благожелательно настроенных кругов населения.
   г) Как правило,  местные силы не должны  привле
каться для проведения подобных насильственных меро
приятий.  Следует предотвратить  укрепление  этих сил,
90

поскольку это влечет за собой рост опасности для наших собственных войск.
   Вместе с тем следует широко использовать выдачу премий и вознаграждений населению для того, чтобы добиться его содействия в соответствующей форме.
   д) В той мере, в какой в порядке исключения могут применяться военно-полевые суды в связи с коммунистическими мятежами или другими аналогичными выступлениями против немецких оккупационных властей, они должны выносить наиболее суровые приговоры.
   Подлинным средством устрашения при этом может служить лишь смертная казнь. В частности, следует карать смертью все действия шпионов, диверсантов, а также лиц, стремящихся установить связь с какой-либо иностранной армией. В случае недозволенного хранения оружия также следует в общем и целом карать смертной казнью.
   4) Командующие войсками в оккупированных областях должны проследить за тем, чтобы немедленно сообщить вышеперечисленные основные принципы всем военным инстанциям и органам, связанным с подавлением коммунистических мятежей и восстаний.
Кейт ель
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д.  140, л.  502—504.   Перевод  с  немецкого
№ 24. Приказ военного коменданта по днепропетровской городской управе об аресте и расстреле заложников за оказание помощи Красной Армии
гор. Днепропетровск 22 сентября 1941 г.
   Точно установлено и доказано, что в Днепропетровске существует радиосвязь с Красной Армией, в результате чего зажигаются костры, подаются сигналы красными ракетами, что служит ориентировкой для красных, после чего каждый раз бывают бомбардировки переправ.
Исходя из этого, ПРИКАЗЫВАЮ:
   1), Если с сегодняшнего дня, 22 сентября, с 18 час. будут подаваться в дальнейшем сигналы красными ракетами и зажигаться костры, то в каждом доме этой части города будут взяты заложники и расстреляны при повторении в дальнейшем сигнализации.
91

   2) В таком случае, кроме того, будут выделены 2 за
ложника от городской управы и 4 заложника от полиции,
которые выделяются путем жеребьевки и которых ожи
дает такая же участь.
   3) Военная комендатура за поимку каждого винов
ного, про  которого  будет  доказано,  что  он  поддержи
вает   связь   с   красными,   назначает   награду   в   сумме
1 тыс. руб.
   За выявление индивидуального радиопередатчика или телефонной связи с красными, кроме того, назначается еще награда в 2 тыс. руб.
   4) Запретный  час для  хождения  населения  города
за   пределами   своих   домов   устанавливается   с  18   до
5 час.
   Запрещение вступает в силу немедленно после опубликования этого приказа.
Военный комендант
ЦГАОР   СССР,   коллекция   листовок
и   писем,   папка   №   1.    Перевод   с
украинского
№ 25. Карта-приложение к отчету оперативной группы «Л» 1
   Эта карта является приложением к отчету оперативной группы «А» полиции безопасности об уничтожении еврейского населения на территории Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии и Ленинградской области за период с 16 октября 1941 г. по 31 января 1942 г.
ЦГАОР    СССР,    ф.    7021,    оп.    148, д. 206, л. 18
№ 26. Распоряжение генерального комиссара Белоруссии Кубе о расстреле гражданских лицг появляющихся на улицах городов в запрещенное время
гор. Минск 20 октября 1941 г.
   С согласия государственного комиссара Восточной территории постановляю:
   Ограничить время хождения в городах генерального округа Белоруссии от вечерних сумерек до рассвета.
    1 См. стр. 93. 92
    
   Лица гражданские, которые в ограниченное время без уважительной причины будут встречены на улице, будут сейчас же военным судом расстреляны.
   Для посещающих театр и другие культурнее учреждения выйдет особый приказ.
Это распоряжение входит в силу с 1 ноября 1941 г.
Генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе
ЦГАОР   БССР,   коллекция   листовок
№ 27. Объявление   коменданта    гор.   Киева   генерал-майора Эбергарда о расстреле жителей
гор. Киев 2 ноября 1941 г.
   Участившиеся в Киеве случаи поджогов и саботажа заставляют меня -прибегнуть к строжайшим мерам.
Поэтому сегодня расстреляны 300 жителей Киева.
   За каждый новый случай поджога или саботажа будет расстреляно значительно большее количество жителей Киева.
   Каждый житель Киева обязан о каждом подозрительном случае немедленно сообщать немецкой полиции.
   Я буду поддерживать порядок и спокойствие в Киеве всеми мерами и при всех обстоятельствах.
Эбергард, генерал-майор и комендант города
ЦГАОР    СССР,    ф.    7021,    оп.     148, д. 60, л.  2
№ 28. Объявление   коменданта   гор.   Харькова   о   расстреле жителей
гор. Харьков И ноября 1941 г.
К населению гор. Харькова!
   В результате взрыва русских мин в Харькове сегодня погибли немецкие солдаты. Это является доказательством того, что население на повторные призывы и приказы немецких вооруженных сил активно сотрудничать в разминировании не откликнулось. Немецкие вооруженные силы отныне будут   действовать   беспощадно.   Так,
94

сегодня были казнены 50 членов коммунистической партии. Кроме этого, арестовано 1000 лиц как заложники. При дальнейших выступлениях против немецких вооруженных сил 200 из них будут расстреляны.
   Запрещенное время для жителей города Харькова ус-танавливается с 16.00 до 6.00 час.
   Кто в это время будет находиться на улицах или площадях без соответствующего удостоверения, будет расстрелян. Каждый житель Харькова лично, своей собственной жизнью, отвечает за безопасность немецких вооруженных сил. Кто еще теперь замалчивает действия, направленные против немецких вооруженных сил, тот ставит на карту не только свою собственную жизнь, но также жизнь всех жителей Харькова.
Комендант города
Госархив     Харьковской      обл ,     ф.
Р 3086, оп   1, д   2, л   23   Перевод с
украинского
№ 29. Объявление 1 командира дивизии о сожжении сел и расстреле жителей за помощь партизанам
[28 ноября 1941 г\г
Крестьяне Украины!
   За последние дни немецкие войска уничтожили много банд, участники которых были расстреляны, а руководители повешены.
   Выявилось, что бандиты получали помощь со стороны населения. В результате этого приняты такие мероприятия:
1) село Барановка сожжено,
2) село Обуховка сожжено, а население расстреляно,
   3) многочисленные посредники расстреляны в разных
селах.
Хотите ли вы той же участи?
   1 Данное объявление Чернухинская районная управа, Лохвицкого
уезда, Полтавской области, 28 ноября 1941 г.  направила всем   ста
ростам сельских   правлений   Чернухинского района с   предписанием
как можно шире популяризировать среди населения.
2 Дата рассылки документа.
96

   Кто имеет связи с бандитами, предоставляет им кров, снабжает их съестными припасами, помогает им каким-либо способом или умалчивает о том, где они укрываются, тот наказывается смертью. Кроме того, он втягивает в несчастье свою семью и все село.
   Учитывая это, каждый, кто любитхвою семью и хочет спокойно работать на своей земле, должен немедленно сообщать ближайшей воинской части или полиции про то, где именно находятся бандиты.
   На Украине борьба закончена. Кто воюет дальше, тот бандит. За сообщения, в результате которых можно захватить руководителей банд и комиссаров, будут выданы денежные награды в размере до 10 тыс. руб.
   Вы, украинцы, вместе с нами ведете борьбу против большевистского режима, гнета и рабства.
Командир дивизии
   По моему распоряжению для всех сельских старост.
Ортскомендант обер-лейтенант
Госархив  Полтавской   обл ,   ф    2368,
оп    1, д   4, л   2   Перевод с украин
ского
№ 30. Объявление    коменданта    гор.    Киева    генерал-майора Эбергарда о расстреле жителей
гор  Киев 29 ноября 1941 г.
   В Киеве злонамеренно попорчены средства связи (телефон, телеграф, кабель). Так как вредителей нельзя было дольше терпеть, то в городе было расстреляно 400 мужчин, что должно послужить предостережением для населения.
   Требую еще раз о всяких подозрительных случаях немедленно сообщать немецким войскам или немецкой полиции, для того чтобы в надлежащей мере были наказаны преступники.
Эбергард, генерал-майор и комендант города
ЦГАОР    СССР,    ф     7021,    оп.    148, Д. 60, л. 1

Преступные цели

97

№ 31. Ойъяйпение    коменданта   гор.   Днепропетровска о расстреле жителей
гор. Днепропетровск 6 декабря 1941 г.
   2 декабря 1941 г. в Днепропетровске было совершено покушение на немецкого офицера.
   В наказание за это было расстреляно 100 заложников из числа днепропетровского населения.
   В случае   если   подобные факты  повторятся, будут приняты более суровые меры.
   Население призывается  содействовать   предупреждению подобных случаев.
Городской комендант
«Днепропетровская газета», 7 декабря 1941  г.  Перевод с украинского
№ 32. Директива ставки верховного главнокомандования вооруженных сил 1 о суровых мерах наказания за выступления против оккупационных властей
7 декабря 1941 г. Секретно
   В оккупированных областях с самого начала русской кампании коммунистические элементы и другие враждебные немцам круги усилили свои выступления против империи и оккупационных властей. Масштабы и опасность этих выступлений принуждают по соображениям устрашения к самым крайним мерам против зачинщиков. В соответствии с этим следует руководствоваться следующими основными принципами:
   1. В оккупированных областях гражданские лица не
немецкой национальности, выступающие против империи
или оккупационных властей и ставящие под угрозу их
безопасность или боевую готовность, подлежат принци
пиально смертной казни.
   2. Наказуемые действия, упомянутые в п.  1, подле
жат принципиально судопроизводству в оккупированных
областях лишь в тех случаях, когда вполне вероятно, что
преступники,   во   всяком   случае   главные   преступники,
   1 Впоследствии получила известность под названием «Нахт унд Небель эрлас» (приказ «Мрак и туман»).
98

подлежат смертной казни, и когда судебный процесс и исполнение смертных приговоров могут быть проведены в кратчайший срок. В противном случае преступники, во всяком случае главные преступники, подлежат отправке в Германию.
   3. Преступники, доставленные в Германию, подлежат
там военно-полевому суду лишь   в   тех   случаях,   когда
этого требуют особые военные соображения. На запросы
немецких и иностранных органов и инстанций о судьбе
этих преступников следует отвечать, что они арестованы
и ход следствия не допускает никакой дополнительной
информации.
   4. Командующие в оккупированных областях и судьи
лично отвечают в рамках своих полномочий за осуществ
ление этого приказа.
   5. Начальник штаба верховного главнокомандования
вооруженных сил определяет, в каких именно оккупиро
ванных областях следует ввести этот приказ. Он уполно
мочен разъяснять, вводить и дополнять этот приказ в
дальнейшем. Имперский министр юстиции должен выпу
стить инструкцию по проведению этого приказа в грани
цах своей компетенции.
По поручению:
начальник штаба
верховного главнокомандования
вооруженных сил
Кейтель
ЦГАОР СССР, ф. 7445, оп. 2, д.  138, л. 61—62.  Перевод с немецкого
№ 33. Приказ ставки верховного командования вооруженных сил Германии о проведении в жизнь директивы, предусматривающей меры наказания за выступления против рейха и оккупационных властей 1
Не ранее 7 декабря 1941 г.2 Секретно
   На основании раздела V «Директивы» фюрера и верховного командующего вермахта от 7 декабря 1941 г. от-
1 См. документы № 32 и 34.
      2 Дата директивы о   мерах   наказания за   выступления   против
рейха и оккупационных властей.
100

носительно преследования за преступления против рейха или оккупационных властей в оккупированных областях я приказываю:
I
   Положения раздела I «Директивы», как правило, будут применяться при:
1. Покушениях, угрожающих здоровью и жизни,
2. Шпионаже,
3. Саботаже,
4. Коммунистических происках,
5. Преступлениях, могущих вызвать беспорядки,
6. Помощи противнику, проводимой посредством:
а) тайного увода людей,
б) попыток вступить в армию противника,
в) помощи   военнослужащим   противника   (пара
шютистам и т. д.),
7. Владении оружием без разрешения.
II
   (1) Преступления, перечисленные   в разделе   I «Ди
рективы», подлежат наказанию на территории оккупиро
ванных областей лишь при следующих предпосылках:
   1. Должно иметься предложение, что против преступ
ников, по меньшей мере против   главного   преступника,
будет вынесен смертный приговор.
   2. Если возможно, в кратчайший срок провести след
ствие и исполнение смертного приговора  (в основном в
течение одной недели после ареста преступника).
   3. Если нет особых политических сомнений по поводу
немедленного исполнения смертного приговора.
   4. За исключением смертных приговоров за убийство
и принадлежность  к партизанам,   не   следует   выносить
смертные приговоры женщинам.
   (2) Если приговор, вынесенный на основании ст. I, бу
дет отменен, то следствие на территории оккупированной
области может продолжаться, если еще остались пред
посылки для ст. I пп. 1, 3 и 4.
III
   (1) При рассмотрении преступлений раздела I «Директивы» председатель суда, в контакте со службой контрразведки, изучает, имеются   ли предпосылки   для
101

вынесения приговора на территории оккупированной области. Если это подтверждается, то он решает созыв военно-полевого суда.
   Если предпосылок нет, то он передает дело вышестоящему командующему (§ 89 ст. 1 KCTVO1). Последний может сохранить за собой право вынесения решения.
   (2) Вышестоящий командующий решает окончательно, имеются ли предпосылки для вынесения приговора на территории оккупированных областей. Если он решает утвердительно,— тем самым он облекает председателя суда своими правами. Если он решает отрицательно, то он поручает тайной полевой полиции отправить преступника в Германию.
IV
   (1) Преступник, который отправлен в Германию, под
лежит там военному следствию лишь в том случае, если
верховное командование вермахта или вышестоящий ко
мандующий в своем решении согласно разделу   III зая
вит, что особые военные интересы требуют осуждения во
енным трибуналом. Если такое заявление не будет сде
лано,   то   действует директивное предписание — напра
вить преступника в Германию, оформив акт передачи в
смысле параграфа 3, разд. 2, п. 2, KCTVO.
   (2) Если    вышестоящий    командующий    использует
свои права согласно разделу I, то он пересылает дело по
служебным каналам верховному командованию вермах
та. Для тайной полевой полиции  преступник  именуется
«заключенный вермахта».
   (3) Верховное   командование   вермахта  определяет
подсудность преступников, которые согласно   разделу   I
подлежат военному следствию. Можно отказаться от пе
редачи дела компетенции военного суда.  Можно, далее,
перенести следствие на любой срок.
V
   Судебное следствие в Германии, из соображений государственной безопасности, проводить при строжайшем исключении общественности. Иностранные свидетели могут допрашиваться в главном процессе только с разрешения верховного командования вермахта.
    1 Полевой военно-уголовный кодекс. 102
    
VI
   Условия военно-судебного следствия согласно указам начальника штаба ОКВ от 13 сентября 1941 г. относительно положения в Норвегии (вермахтсфюрунгештаб, отд. L (IV) № 002034/41, дела командования) и от 16 сентября 1941 г. относительно коммунистического движения сопротивления в оккупированных областях (вермахтсфюрунес-штаб, отд. L (IV/ку) № 002060/41, дела командования), заменяются «Директивой» и данным распоряжением.
VII
   (1) «Указания» вступают в силу через три недели пос
ле их подписания. В дальнейшем они будут применяться
во всех оккупированных областях, за исключением Дании.
   (2) Приказы, которые изданы для   вновь  оккупиро
ванных восточных областей, не затрагиваются «Директи
вой».
   (3) При подсудном следствии имеет   силу   раздел I
«Директивы». Председатель суда и вышестоящий коман
дующий могут при таком следствии соответствующим об
разом применить раздел III   этого распоряжения.   Если
вышестоящий командующий   распорядится,   чтобы   пре
ступник был отправлен в Германию, в силу вступает раз
дел IV.
   С преступниками, которые по вступлении в силу «Директивы» будут отправлены в Германию, верховное командование ОКВ может действовать согласно разделу IV, ст. 3.
ЦГАОР СССР. ф. 7445, оп. 2, д.   14Ц л. 433—435. Перевод с немецкого
№ 34. Препроводительное письмо Кейтеля к директиве ' ставки верховного главнокомандования о суровых мерах наказания за выступления против оккупационных властей
12 декабря 1941 г. Секретно
   Фюрер уже давно выразил желание, чтобы в оккупированных областях преступники, виновные в посягательствах против государства и оккупационных властей, под-
1 См. документ № 32
103

вергались бы иным наказаниям, нежели это было до сих пор. Фюрер считает, что для подобных преступлений наказание лишением свободы, и в том числе пожизненной каторгой, расценивалось бы как признак слабости. Действенное и последовательное устрашение может быть достигнуто только смертными казнями или же мероприятиями, оставляющими в неведении о судьбе преступника членов его семьи и население. Этой цели служит перевод преступников в Германию.
   Прилагаемый перечень основных принципов судебного преследования подобных преступников соответствует этой установке фюрера. Они рассмотрены  и утверждены им.
Кейт ель
ЦГАОР СССР, ф   7445, оп. 2, д.   138, Л. 60. Перевод с немецкого
№ 35. Распоряжение генерального комиссара гор. Житомира Клемма гебитс- и штадткомиссарам об аресте и расстреле заложников
гор. Житомир 18 декабря 1941 г.
Один областной комиссар доложил мне следующее: «6 декабря 1941 г. в послеобеденные часы один из работников жандармского управления был дважды обстрелян во время обхода города. Вслед за тем весь жилой район, в котором раздались эти выстрелы, был оцеплен жандармами и 31 мужчина был взят в качестве заложников. Поскольку преступника обнаружить не удалось, трое из этих заложников были расстреляны в утренние часы 7 декабря 1941 г. Кроме того, об этом случае было поставлено в известность все население. При этом было указано на то, что в случае дальнейших диверсий, направленных против восстановительной работы, проводимой гражданской администрацией по указанию фюрера, за каждый выстрел, произведенный в немца, будут расстреляны десять, а за каждое ранение или убийство немца будут расстреляны 100 мужчин и женщин из числа местного населения. В заключение был тотчас же запрещен украинский театральный спектакль, назначенный на этот день
105

и ранее разрешенный властями; в дальнейшем были запрещены и все остальные подобные спектакли».
   Предлагаю вам поступать точно так же в таких или подобных -случаях.
Клемм
Госархив     Житомирской     обл.,     ф.
1151,   оп.   1,   д.   4,   л.   1.   Перевод   с
немецкого
№ 36. Из письма председателя городской управы гор. Киева штадткомиссару полковнику Мусу о голоде среди населения вследствие низких норм снабжения продуктами питания
гор. Киев ' Декабрь 1941 г.
   Население гор. Киева на сегодняшний день по распоряжению комиссариата получает по 200 г хлеба на неделю, кроме того, работающие рабочие получают от своих учреждений дополнительно еще по 600 г хлеба на неделю...
   Сейчас население города совсем не получает таких продуктов, как жиры, мясо, сахар и другие, в городе начинают учащаться случаи опухания от голода.
Голова гор. Киева
ЦГАОР   СССР,   коллекция   листовок
и    писем,    папка   №   1.    Перевод   с
украинского
№ 37. Объявление командования германских войск о расстреле гражданских лиц, появляющихся в пределах запретной зоны
                                    [1941—1944 гг.] ЭВАКУИРОВАННАЯ ПОЛОСА
   Вход гражданским лицам воспрещается. Каждое гражданское лицо, встреченное в этой полосе, будет расстреляно.
Германское командование
ЦГАОР    СССР,    ф.    7021,    оп.    148, д. 86, л. 34
106

No comments:

Post a Comment